ДОКЛАД К ПУБЛИЧНОМУ ОБСУЖДЕНИЮ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО УФАС РОССИИ ЗА ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД 2017 ГОДА В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ (28.11.2017)
14 ноября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

ДОКЛАД К ПУБЛИЧНОМУ ОБСУЖДЕНИЮ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО УФАС РОССИИ ЗА ТЕКУЩИЙ ПЕРИОД 2017 ГОДА В  СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ

 

 

 

 

На 01 октября 2017 года Забайкальским УФАС России рассмотрено 228 жалоб участников закупки. Надо отметить, что в последние годы наблюдается определенная стабильность в количестве поданных жалоб. Это свидетельствует о знании всеми участниками закупок своих прав и обязанностей.

Однако, качество проводимых закупочных процедур не всеми заказчиками и членами комиссий остается удовлетворительным.

Наиболее качественно закупки проводятся заказчиками Забайкальского края. Это прежде всего обусловлено тем, что они самостоятельно не проводят процедуру определения поставщика. В крае создан Забайкальский центр государственных закупок, который в определенной степени может влиять на грамотное составление описания объекта закупок, требуемых заказчикам, разрабатывает  закупочную документацию и проводит отбор поставщиков.

Такой подход хорошо оправдал себя. Согласно статистики,  только 13 процентов жалоб, поданных на действия заказчика и уполномоченного учреждения признаны обоснованными. Это очень хороший результат, особенно на фоне государственных и муниципальных заказчиков.

В отношении муниципальных заказчиков и их уполномоченных органов рассмотрено 87 жалоб,   45 процентов признаны обоснованными.

В отношении государственных заказчиков поступило 78 жалоб и  33 процента признаны обоснованными.

Все это указывает на то, что к закупочной деятельности необходимо относиться как к профессиональной, а не сваливать эту лавину работы, лишь бы на кого. Для руководителей заказчиков это очень часто оборачивается большими потерями, в т.ч. финансовыми, в виде штрафных санкций.

Структура нарушений складывается следующим образом.

1.Необъективное описание объекта закупки;

2.Нарушения в ходе рассмотрения заявок.

3.Документация о закупке не соответствует требованиям действующего законодательства.

 

Рассмотрим типичные случаи указанных нарушений.

  1. Правильно сформулированная и описанная потребность заказчика – это половина успеха того, что закупка состоится.

Зачастую заказчик имеет смутное представление как правильно изложить на бумаге, что ему нужно. Довольно часто встречаются в документации несуществующие единицы измерения или они вовсе отсутствуют, заказчики имеют общее представление о капитальном и текущем ремонтах., что влечет дополнительные неправомерные требования к участникам закупки или вообще требования отсутствуют.

  1. Членами комиссий при рассмотрении заявок участниками закупки также допускаются  различные толкования документации и соответственно, это сказывается на результате рассмотрения заявок. Встречаются случаи, когда члены комиссии обладают прочными знаниями в области закупок, а контрактный управляющий заказчика не знает законодательство. В этом случае документация может содержать не только нарушения, но и противоречия, неточности. Рассматривая заявки, члены комиссии видят это и пытаются нивелировать все, что возможно. К сожалению, это также приводит к нарушениям и жалобам. В итоге – виноваты все, а закупка часто аннулируется.
  2. В законодательство о контрактной системе регулярно вносятся изменения и дополнения. Их необходимо отслеживать и своевременно вносить изменения в свою работу.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Изменения, предусмотренные данным законом, вступили в силу  1 июля 2017 года:

- скорректированы требования к выполнению работ по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, строительного подряда. Государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, а также юридическим лицам с долей участия государства (муниципалитета) более 50% не требуется быть членами СРО при выполнении таких работ для органов власти и организаций госсектора;

- также без членства в СРО можно выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 млн руб.;

- не надо вступать в СРО физлицам, занимающимся строительством (капремонтом) индивидуального жилого дома, а также лицам, строящим гаражи, вспомогательные сооружения, киоски и т. п.;

- вводятся требования к специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Предусмотрено введение национальных реестров таких специалистов.

- изменены порядок приема в члены СРО и правила осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов.

- вводится административная ответственность за нарушение СРО порядка предоставления документов и сведений для ведения госреестра СРО, а также за нарушение законодательства о хранении документов.

 

 

Федеральный закон от 26.07.2017 №198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с 26.07.2017)

С 26 июля 2017 года данным законом расширен перечень случаев, дающих право на осуществление закупки у единственного поставщика: часть 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) дополнена пунктами 51 и 52:

51) осуществление закупок юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов Российской Федерации в иностранных и международных судах и арбитражах, а также в органах иностранных государств;

52) осуществление закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны. Перечень товаров, работ, услуг, закупки утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

 

Федеральный закон от 26.07.2017 №211-ФЗ «О внесении изменения в статью 111.1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с 06.08.2017)

Скорректированы особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства.

 

Федеральный закон от 29.07.2017 №231-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

С 10 августа 2017 года предусмотрена возможность закупки товаров у единственного поставщика на сумму до 400 тысяч рублей на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор.

 

Федеральный закон от 29.07.2017 №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесены изменения в статью 45 Закона о контрактной системе, которые вступят в силу с 1 января 2018 года.

Установлено, что заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

При установлении требований к банкам Правительство устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены ЦБ РФ в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для РФ в соответствии с методологией, соответствие которой установленным требованиям подтверждено ЦБ РФ.

Перечень банков будет размещен на официальном сайте Минфина.

Данные требования необходимо учесть при составлении документации к закупкам, которые будут объявлены после 1 января 2018 года.

 

Федеральный закон от 26.07.2017 №189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с 06.08.2017).

 

6 августа 2017 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) введена статья 7.32.5 КоАП, которой предусмотрено, что в случае нарушения должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнения обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, возможно применение административного штрафа в размере от 30000 руб. до 50000 руб. Повторное совершение соответствующего правонарушения влечет дисквалификацию должностного лица заказчика на срок от одного года до двух лет.

 

 

 

Постановление Правительства Российской Федерации
от 30.08.2017 №1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года №570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года №1063»

 

С 9 сентября 2017 года заказчикам при подготовке проекта контракта необходимо учитывать новые правила расчета неустойки, предусмотренные Постановлением №1042.

Штрафы за нарушение условий контрактов поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не связанные с нарушением сроков исполнения обязательств, теперь нужно устанавливать и определять по новой шкале в процентах от цены контракта (этапа), а требование об уплате штрафа выставлять за каждый факт нарушения поставщиком обязательства.

Особые правила расчета штрафа предусмотрены для случая осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также случая, когда победитель участвовал в аукционе на повышение цены. Для случая нарушения нестоимостных обязательств установлены отдельные штрафы в фиксированном размере.

Штрафы за нарушение обязательства по контракту заказчиком определяются теперь в твердой сумме.

Упрощен расчет пени за нарушение поставщиком сроков исполнения обязательств по контракту.

 

Постановление Правительства Российской Федерации
от 04.08.2017 №937 «О внесении изменений в приложение № 2

к постановлению Правительства Российской Федерации

от 4 февраля 2015 г. N 99»

 

При проведении конкурсов с ограниченным участием на поставку пищевых продуктов и услуг общественного питания заказчики определенных в Постановлении № 99 категорий обязаны с 16 августа 2017 года устанавливать дополнительное требование к участникам закупки в новой редакции: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с законом № 44-ФЗ или законом № 223-ФЗ за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе.

В качестве подтверждения наличия опыта участник закупки должен предоставить в составе заявки не просто копию исполненного контракта (договора) и актов о приемке; установлено условие о том, что сведения о контракте должны быть включены в реестр контрактов ЕИС либо сведения о договоре должны содержаться в реестре договоров ЕИС.

 

Постановление Правительства Российской Федерации
от 05.09.2017 №1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

На период с 01.12.2017 по 01.12.2019 установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению к Постановлению № 1072.

Исключения сделаны для товаров, которые созданы в соответствии со специальным инвестиционным контрактом и для товаров, которые соответствуют требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719, а также если страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза.

В качестве подтверждающего страну происхождения товара документа участникам закупки необходимо будет предоставлять в составе заявки один из документов, перечисленных в пунктах 2-4 Постановления Правительства РФ от 10.05.2017 №550. Возможными документами, подтверждающими страну происхождения товара, являются сертификат по форме СТ-1 или Акт экспертизы ТПП РФ.

Кроме того, Постановлением № 1072 установлено дополнительное требование к участникам закупки товаров, указанных в позициях 3 - 29 приложения к Постановлению № 1072.

 

 

 

 

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2017 № 1921-р «О закупке школьных автобусов российского производства», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.09.2017 № 192-р «О закупке автомобилей скорой помощи российского производства»

 

Предусматривают закупки у единственных поставщиков в 2017 году, осуществляемых в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93
и частью 1 статьи 111 Закона о контрактной системе.

 

Письмо Минфина России №24-04-06/55025 и ФАС России №РП/59080/17 от 25.08.2017 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении контроля в сфере закупок»

 

В письме подчеркиваются исключительные полномочия ФАС России и ее территориальных органов в отношении субъектов контроля в период проведения электронного аукциона. По мнению Минфина России и ФАС России, не допускается проведение плановых и внеплановых проверок контрольными органами регионального и муниципального уровня с момента размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона (в том числе проводимого для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд) до момента заключения контракта по итогам его проведения.

Контрольные органы регионального и муниципального уровня вправе проводить проверки до момента размещения извещения о проведении электронного аукциона в ЕИС и после заключения контракта. Если такой контрольный орган получит информацию о нарушении в период проведения электронного аукциона, региональный и муниципальный органы должны в максимально короткий срок передать указанную информацию в контрольный орган федерального уровня.

ФАС России и ее территориальные органы за нарушение законодательства о контрактной системе привлекает виновных к административной ответственности. За три квартала было привлечено 159 субъектов на которые наложены штрафы от 3 до 50 тысяч рублей.

  

Наверх