Контрольно-надзорная деятельность Забайкальского УФАС в области рекламного законодательства за 2016/2017 год. Изменения законодательства о рекламе (26.09.2017)
26 сентября 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Контрольно-надзорная деятельность Забайкальского УФАС в области рекламного законодательства за 2016/2017 год. Изменения законодательства о рекламе.

 

Данный доклад публикуется в соответствии с требованиями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики.

В настоящее время реклама, представляет из себя полностью сложившуюся индустрию. Она занимает значительное место в современном обществе, оказывает влияние и на потребителей - на кого непосредственно нацелена реклама товаров, и на всех граждан, которым доступны рекламные сообщения.

Рекламное право – сложная комплексная соподчинённая система правовых механизмов, которые включают нормы конституционного, гражданского, административного и других отраслей права, регулирующих отношения, связанные с производством и распространением рекламы.

Нормативно-правовые акты рекламной сферы, формулируют конкретные правила, которые обеспечивают должное качество содержания и распространения рекламы с точки зрения ее соответствия целям рекламной информации, то есть защиту от недобросовестной конкуренции, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.

 

Основным законодательным актом, регулирующим рекламную деятельность, является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О рекламе".

Функции контроля данной сферы в соответствии с законодательством возложены на ФАС России и ТО ФАС России.
         Согласно
статье 3 Закона реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
        К основным нарушениям законодательства о рекламе можно отнести:
- отсутствие в рекламе информации о лице, оказывающем услуги, продающем товары;
- недостоверная информация о рекламе;
- отсутствие предупредительной надписи при оказании медицинских услуг;
- отсутствие полноты существенной информации при рекламе финансовых услуг;
- иные нарушения.

 

Санкции от государства:
        Согласно статье 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа

- на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей;
- на должностных лиц – от 4000 до 20000 рублей;
- на юридических лиц – от 100000 до 500000 рублей.

        Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа

- на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей;
- на юридических лиц – от 200000 до 500000 рублей.

        Государственный надзор в сфере рекламы антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий, в том числе:

1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

        Антимонопольный орган вправе:

1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;

3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;

4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе);

5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;

6) обращаться в соответствующий суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

7) применять меры ответственности (
статья 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О рекламе").

        Также в отношении законодательства "О рекламе" существует специальный состав нарушения (
п.6 статьи 19.8). За непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа

- на должностных лиц в размере от 10000 до 15000 рублей;

- на юридических лиц - от 50000 до 500000 рублей.

 

Статистика правоприменительной практики Забайкальского УФАС России.

Деятельность Забайкальского УФАС России при выполнении функций по государственному контролю соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе осуществлялась по следующим основным направлениям:

 

- предупреждение нарушений;

- выявление нарушений;

- пресечение выявленных нарушений.

 

В 2016 году в Забайкальское УФАС России поступило в общей сложности 59 заявлений. Основное количество из них относительно признаков нарушения:

- статьи 5 Закона о рекламе (Не добросовестная и не достоверная реклама. То есть реклама не должна содержать некорректные сравнения, порочить честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента, представлять собой рекламу товара, реклама которого запрещена или же являться актом недобросовестной конкуренции) – 23 заявления;

- части 1 статьи 18 Закона о рекламе (распространение рекламы, по сетям электросвязи без согласия абонента (адресата) на её получение.) – 16 заявлений;

- пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» (распространение рекламы страховых и иных финансовых услуг без указания  наименование или имя лица, оказывающего эти услуги) – 7 заявлений;

Было возбуждено 23 дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по 30 заявлениям нарушений не установлено или же дан отказ в рассмотрении.

 

 

 

 

 

 

В первом полугодии 2017 года в Забайкальское УФАС России поступило 20 заявлений относительно наличия признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, из которых 13 по признакам нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе - распространение рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента (адресата) на её получение. По признакам нарушений в отношении общих требований к рекламе, то есть по признакам нарушения статьи 5 Закона о рекламе – 4 заявления. Часть первая указанной статьи гласит: «реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».

Из всех же поступивших заявлений отказано в возбуждении дела или перенаправлено по подведомственности в иные органы исполнительной власти - 10 заявлений. Возбуждено в общей сложности 10 дел.

Распространение рекламы путем использования сетей электросвязи является одним из самых популярных способов привлечения внимания к объекту рекламирования. Перечень видов электросвязи, указанной части статьи 18 не является закрытым, то есть положения статьи 18 распространяются на случаи распространения рекламы по таким видам электросвязи как – телефонная, факсимильная, подвижная радиотелефонная связь, в том числе и на рекламу, распространяемую по сетям Интернет.

 

При этом законодательно не закреплено, что именно считается предварительным согласием абонента, чем и пользуются в своей деятельности рекламораспространители.

 

 

 

Основные изменения законодательства о рекламе.

1. С первого января 2017 года вступили в силу изменения в статью 16 Федерального Закона «О рекламе» в части увеличения до 45% допустимого объема рекламы одного номера периодического печатного издания не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации. Ранее действующее законодательство ограничивало эту долю 40 %. Совет Федерации ФС РФ одобрил также поправки в Налоговый кодекс, согласно которым для нового объема коммерческих публикаций сохранится та же ставка НДС — 10%.

 

2. 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные статьей 4 Закона № 304-ФЗ в части 7, 8 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Теперь в рекламе о долевом участии в строительстве рекламодатели обязаны, помимо сведений о месте размещения проектной декларации, указывать фирменное наименование (наименование) застройщика либо его коммерческое обозначение. При этом рекламодатели вправе по своему усмотрению выбрать какие сведения о застройщике (наименование или коммерческое обозначение) будут указаны в рекламе, а также вправе указать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов) капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов - наименование жилого комплекса).

Право на указание в рекламе коммерческих обозначений, наименования жилого комплекса возникает у рекламодателя только при выполнении следующих условий:

- в проектной декларации указано коммерческое обозначение, индивидуализирующее застройщика; коммерческое обозначение, индивидуализирующее объекты капитального строительства; наименование жилого комплекса (в случае строительства многоквартирных домов);

- проектная декларация своевременно опубликована застройщиком в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №214-ФЗ).

Также нововведением является обязанность застройщика получить заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Законом N 214-ФЗ.

То есть часть 8 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» запрещает распространять рекламу о долевом участии в строительстве в случае:

- отсутствия соответствующего разрешения на строительство;

- отсутствия государственной регистрации права собственности или права аренды, субаренды на соответствующий земельный участок, на котором осуществляется строительство;

- отсутствия соответствующего заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Законом № 214-Ф

 

3. С первого апреля 2017 года в статье 27 Федерального закона «О рекламе», вступили в силу изменения благодаря которым произошло введение новых частей 2.1, 2.2, в которых предусмотрены исключения из общих запретов рекламы организаторов азартных игр для рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах.

Таким образом, размещение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и/или средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах, допускается к размещению в теле- и радиопрограммах в любое время в течение суток, при условии ее распространения исключительно во время трансляции спортивных соревнований, а также соблюдения условия о ее общей продолжительности - не более 20% от 9 минут в час (не более 108 секунд).

Также расширен перечень периодических печатных изданий, в которых допускается реклама основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах и/или средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах в периодических печатных изданиях, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

Таким образом, перечень периодических печатных изданий, в которых допускается реклама основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах расширен

Кроме того, согласно новой части 2.2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» также допускается реклама средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:

- в спортивных сооружениях:

- на спортивной форме спортсменов и (или) спортивных клубов.

Распространение иной информации в рекламе организаторов азартных игр в букмекерских конторах, размещаемой в букмекерских конторах не допускается.

Необходимо обратить внимание также на то, что новая часть 2.2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» допускает распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и/или средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах в сети Интернет, однако только на сайтах определенных видов:

- на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

- на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг;

- на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала  спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств.

 

Экспертный совет

Приказом ФАС России от 07.09.2004 г. № 99 утверждено Положение об Экспертном совете по применению законодательства о рекламе при Федеральной антимонопольной службе. Экспертные советы созданы, при всех территориальных органах.

Экспертный совет существует в качестве консультативно-совещательного органа на постоянной основе, включающий представителей заинтересованных групп и независимых экспертов, для получения мнений, носящих рекомендательный характер, которые имеют значение для решений по выносимым на обсуждение вопросам.

С составом и основными задачами Экспертного совета можно ознакомиться на официальном сайте Забайкальского УФАС - to75@fas.gov.ru.

 

В своей практической работе Забайкальское УФАС России плотно взаимодействует с администрацией городского округа город «Чита», в структуре которой есть отдел,  специализирующийся  на работе с наружной рекламой, а именно осуществляется разработка схем мест размещения средств наружной рекламы, заключаются договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных на территории городского округа, осуществляется выдача и аннулирование разрешений на установку рекламных конструкций и не только.

Законодательство о рекламе является защитой не только от недобросовестной конкуренции в области рекламы. Оно ограждает потребителей от ненадлежащей рекламы, которая способна ввести в заблуждение граждан или нанести вред их здоровью, окружающей среде, а также посягать на общественные интересы, принципы гуманности и морали.

Правоприменительная практика показывает эффективность рекламного законодательства, но необходимо отметить, что оно нуждается в постоянной модернизации, совершенствовании, чтобы оно могло своевременно реагировать на потребности общества в связи с его неизбежным развитием, что и наглядно видно из вышеуказанных изменений.

Забайкальское УФАС России являясь уполномоченным органом в сфере применения законодательства о рекламе, работает в тесном конструктивном взаимодействии с ЦА ФАС России и всеми территориальными органами РФ. Все изменения в подходах правоприменения можно отследить на нашем официальном сайте - to75@fas.gov.ru.

Наверх