В 2019 году Забайкальским УФАС России рассмотрено 429 жалоб о нарушении Закона о контрактной системе. 30 процентов признано обоснованными. Привлечено к административной ответственности 218 должностных и юридических лиц. Наложено 1735 тыс.руб. штрафа, взыскано1493,8 тыс.руб.
Рассмотрено 137 заявлений о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.
Проведено 2 плановых и 22 внеплановых проверок.
В 2019 году рассмотрено 105 жалоб на нарушений 223-ФЗ. 3 должностных лица привлечены к административной ответственности, наложено 4 тыс.руб. штрафа и взыскано 2 тыс.рублей.
Рассмотрено 3 заявления о включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Прошедший год знаменателен изменениями законодательства о контрактной системе. Большинство изменений, внесенный в закон, вступили в силу.
Наметилась тенденция упрощения проведения процедур закупок для государственных и муниципальных нужд, сократились сроки закупки, увеличилась сумма закупки у единственного поставщика.
При реализации Закона о контрактной системе нужно отметить значительное увеличение заявлений о включении сведения в Реестр недобросовестных поставщиков. С одной стороны, исполнители, поставщики безалаберно относятся к соблюдению условий контракта, но и заказчики не всегда исполняют свои обязательства и не только не способствуют выполнению, но и могут препятствовать.
В ходе рассмотрения сведений о включении в РНП тщательно изучаются все причины и условия не соблюдения договорных обязательств. Для заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является нарушение его существенных условий со стороны поставщика (исполнителя, подрядчика), а для ФАС и его территориальных органов ключевым моментом является оценка добросовестности исполнителя и его действия по исполнению контракта. В прошедшем году мы рассматривали несколько заявлений от разных заказчиков об одностороннем отказе от исполнения контракта в отношении одного хозяйствующего субъекта – образовательной организации. Образовательная организация активно участвовала в аукционах на оказание услуг повышения квалификации по различным направлениям. Однако, к исполнению контракта фактически не преступала, на связь с заказчиками переставала выходить после подписания контракта, а когда мы направляли телеграммы о рассмотрении РНП их не получала, т.к. по указанному в контракте адресу не находилась.
Хочется особо обратить внимание на то, что при исполнении контракта стороны должны руководствоваться не только требованиями законодательства о контрактной системе, но и Гражданским кодексом РФ. Стороны, заключившие контракт часто забывают, что ГК РФ регулируют вопросы совершения, исполнения сделок, а контракт – это сделка.
Особое внимание необходимо обратить на вновь вспыхнувшую тенденцию проведения закупки «создание объектов в будущем». У таких закупок будущего нет. Это обусловлено прежде всего тем, что описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и имеет все признаки сговора между заказчиком и исполнителем (подрядчиком). В Управлении сейчас рассматриваются два таких дела, а на подходе еще несколько.
Заказчики вновь стали необоснованно применять пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Среди субъектовых и муниципальных заказчиков бытует убеждение, что объявив «режим ЧС» на отдельном объекте или территории можно заключать контракт, сославшись на мнимые чрезвычайные ситуации и строить, покупать товар без проведения процедуры публичных торгов, договорившись с контрагентом.
Это не так. Введение режима чрезвычайной ситуации не свидетельствует об обстоятельствах непреодолимой силы и необходимости срочного устранения последствий, вызванных непреодолимой силой.
Мы все помним наводнение 2018 года. Это обстоятельство непреодолимой силы. Но под данный факт массово стали ремонтировать только в 2019 году, спустя несколько месяцев, а то и год. Какая в этом случае срочность? В таких случаях, необходимо проводить торги. Подобные действия могут свидетельствовать только о сговоре между заказчиком и лицом, получившим подряд.
В настоящее время подобные сделки изучаются и по результатам анализа действий заказчика и исполнителя будут приняты процессуальные решения.
Растет количество жалоб на действия заказчиков (членов комиссий) при проведении торгов в соответствии с 223-ФЗ. Нужно отметить, что заказчики не готовы работать в условиях коммерческих электронных площадок, медленно разбираются в функционале. В связи с этим и допускают нарушения.
В завершение можно порекомендовать заказчикам следить за изменением законодательства, оперативно вносить поправки в документацию о закупке и не нарушать нормы права.