Доклад Забайкальского УФАС России по результатам правоприменительной практики в сфере государственного заказа Забайкальского УФАС России в заочной форме
05 февраля 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

В 2019 году Забайкальским УФАС России рассмотрено 429 жалоб о нарушении Закона о контрактной системе.  30 процентов признано обоснованными. Привлечено к административной ответственности 218 должностных  и юридических лиц.  Наложено 1735 тыс.руб. штрафа, взыскано1493,8 тыс.руб.

Рассмотрено 137 заявлений о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков.

Проведено 2 плановых и  22 внеплановых проверок.

В 2019 году рассмотрено 105 жалоб на нарушений 223-ФЗ. 3 должностных лица привлечены к административной ответственности, наложено 4 тыс.руб. штрафа и взыскано 2 тыс.рублей.

Рассмотрено 3 заявления о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

Прошедший год знаменателен изменениями законодательства о контрактной системе. Большинство  изменений, внесенный в закон, вступили в силу.

Наметилась тенденция упрощения  проведения процедур закупок для государственных и муниципальных нужд, сократились сроки закупки, увеличилась сумма закупки у единственного поставщика.

При реализации Закона о контрактной системе нужно отметить значительное увеличение заявлений о включении сведения в Реестр недобросовестных поставщиков. С одной стороны, исполнители, поставщики безалаберно относятся к соблюдению условий контракта, но и заказчики не всегда исполняют свои обязательства и не только не способствуют выполнению, но и могут препятствовать.

В ходе рассмотрения сведений о включении в РНП  тщательно изучаются все причины и условия не соблюдения договорных обязательств. Для заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является нарушение его существенных условий со стороны поставщика (исполнителя, подрядчика), а для ФАС и его территориальных органов ключевым моментом является оценка добросовестности исполнителя  и его действия по исполнению контракта. В прошедшем году мы рассматривали несколько заявлений от разных заказчиков  об одностороннем отказе от исполнения контракта в отношении одного хозяйствующего субъекта – образовательной организации.  Образовательная организация активно участвовала в аукционах на оказание услуг повышения квалификации  по различным направлениям. Однако, к исполнению контракта фактически не преступала, на связь с заказчиками переставала выходить после подписания контракта, а когда мы направляли телеграммы о рассмотрении РНП их не получала, т.к. по указанному в контракте адресу не находилась.

Хочется особо обратить внимание на то, что при исполнении контракта стороны должны руководствоваться не только требованиями законодательства о контрактной системе, но и Гражданским кодексом РФ. Стороны, заключившие контракт  часто забывают, что ГК РФ регулируют вопросы совершения, исполнения сделок, а контракт – это сделка.

Особое внимание необходимо обратить на вновь вспыхнувшую тенденцию проведения закупки «создание объектов в будущем».  У таких закупок будущего нет. Это обусловлено прежде всего тем, что описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе и имеет все признаки сговора между заказчиком и исполнителем (подрядчиком). В Управлении сейчас рассматриваются два таких дела, а на подходе еще несколько.

Заказчики вновь стали необоснованно  применять пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Среди субъектовых и муниципальных заказчиков бытует убеждение, что  объявив «режим ЧС» на отдельном объекте или территории можно заключать контракт, сославшись на мнимые чрезвычайные ситуации и строить, покупать товар без проведения процедуры публичных торгов, договорившись с контрагентом.

Это не так. Введение режима чрезвычайной ситуации не свидетельствует об обстоятельствах непреодолимой силы и необходимости срочного устранения последствий, вызванных непреодолимой силой.

Мы все помним  наводнение 2018 года. Это обстоятельство непреодолимой силы. Но под данный факт массово стали ремонтировать только в 2019 году, спустя несколько месяцев, а то и год. Какая в этом случае срочность? В таких случаях,  необходимо проводить торги. Подобные действия могут свидетельствовать только о сговоре между заказчиком и лицом, получившим подряд.

В настоящее время подобные сделки изучаются и по результатам анализа действий заказчика и исполнителя будут приняты процессуальные решения.

Растет количество жалоб на действия заказчиков (членов комиссий) при проведении торгов в соответствии с 223-ФЗ. Нужно отметить, что заказчики не готовы работать в условиях  коммерческих электронных площадок, медленно разбираются в функционале. В связи с этим и допускают нарушения.

В завершение можно порекомендовать заказчикам следить за изменением законодательства, оперативно вносить поправки в документацию о закупке и не нарушать нормы права.

Наверх