Правоприменительная практика Забайкальского УФАС России в сфере контроля законодательства о рекламе за 2017, 5 месяцев 2018 года
25 мая 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Правоприменительная практика Забайкальского УФАС России в сфере контроля законодательства о рекламе за 2017, 5 месяцев 2018 года.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере рекламной деятельности, является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О рекламе».

Целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Функции контроля данной сферы в соответствии с законодательством возложены на ФАС России и ТО ФАС России.

Закон о рекламе применяется независимо от того, где реклама была произведена, если ее распространение имело место на территории РФ. Вместе с тем существует и такая реклама, на которую Закон не распространяется: на политическую, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума; справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе и так далее которые сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Основная задача рекламного законодательства состоит в обеспечении принципов добросовестной конкуренции на российском рынке и защиты потребителей от ненадлежащей рекламы, соответственно, основные требования, предъявляемые к рекламе, затрагивают ее содержательную часть и касаются в первую очередь непосредственно рекламодателей. Вместе с тем ответственность по некоторым нормам лежит также на рекламораспространителях и рекламопроизводителях.

Какой же должна быть реклама?

Реклама должна быть этичной, добросовестной и достоверной. Недобросовестная, недостоверная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленным законодательством, определена Законом о рекламе как ненадлежащая, и конечно же не допускается.

Недостоверная реклама связана с запретами к искажению, к примеру, характеристик товаров, сроков предоставляемых работ, услуг,  либо информации о продавце товаров, работ и услуг. 

Недобросовестная же реклама связана с запретом на использование недобросовестных способов, направленных на порочение конкурента, либо подачи рекламы в том виде, который приводит к смешению представлений потребителей о рекламируемом товаре с другими.

 Наиболее часто встречающимися нарушениями законодательства о рекламе, зафиксированными Забайкальским УФАС в 2017-2018 годах, являются:

- рассылка рекламы посредством смс-сообщений, без получения предварительного согласия абонента;
          - размещение информации таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителями (выбран ненадлежащий шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное);
          - введение в заблуждение потребителей путем размещения рекламы с полным или частичным отсутствием обязательной к размещению информации.

Статистические данные работы Забайкальского УФАС России за 2017-2018 год в области рекламного законодательства.

Деятельность территориальных органов ФАС России, при выполнении функций по государственному контролю соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе осуществлялась по следующим основным направлениям:

-предупреждение нарушений;

-выявление нарушений;

-пресечение выявленных нарушений.

В 2017 году в Забайкальское УФАС России поступило в общей сложности 37 заявлений относительно нарушений Закона «О рекламе».  Из них было принято решений об отказе в рассмотрении заявлений, или перенаправлении по подведомственности в иные государственные органы в 14 случаях. По одному из заявлений, уже после возбуждения дела было принято решение о перенаправлении на рассмотрение дела в ФАС России по решению центрального аппарата.

Из поступивших заявлений:

- 18 содержали указание на признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона, это распространение рекламы по сетям электросвязи, без получения предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы;

- в 6 заявлениях присутствовали признаки нарушения общих требований к рекламе, таких как добросовестность и достоверность рекламы.

- остальные заявления содержали в себе различные признаки нарушения. К таковым относятся, нарушение запрета рекламы табака, нарушение требований распространения и размещения рекламы алкогольной продукции, требований к рекламе финансовых услуг и также превышения общей продолжительности распространяемой в телепрограмме рекламы.

По итогам рассмотрения заявлений, было возбуждено 14 дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, после вынесения решений были возбуждены дела об административных правонарушениях как в отношении юридических, так и должностных лиц.

За последнее время, а именно за 5 месяцев 2018 года, в Управление поступило уже 27 заявлений. Вопросы, имеющие отношение к компетенции антимонопольного органа, содержали 13 заявлений. По 5-и заявлениям принято решение об отказе в возбуждении дела, 9 перенаправлено в иные государственные органы для рассмотрения вопросов в пределах их полномочий. В общей сложности в 2018 году по рекламе  Управлением возбуждено по состоянию на 31.05.2018 года 11 дел, в 3-ех из которых нарушения зафиксированы антимонопольным органом самостоятельно в рамках проведения мониторинга соблюдения законодательства о рекламе.

В части административного производства в связи с увеличением числа возбужденных дел, происходит и увеличение выданных предупреждений, то есть применения подхода лояльности за нарушения законодательства о рекламе впервые. Так, в 2017 году, из 6 административных производств, было прекращено 2 дела, и выдано только 1 предупреждение, когда за 5 месяцев 2018 года, из числа уже завершенных производств, выдано уже 3 предупреждения и планируется из числа возбужденных выдать еще 2.

Примеры правоприменительной практики Забайкальского УФАС.

Обратимся к существу рассмотрения вопроса и обсудим наиболее яркие примеры дел по признакам нарушений законодательства о рекламе, рассмотренных Забайкальским УФАС России за 2017 и 2018 год.

1. Статья 7 Закона «О рекламе».

На территории города Читы, в подъезде жилого дома, происходило распространение рекламных листовок электронных сигарет, следующего содержания: «VAPE STUDIO CHITA ЭЛЕКТРОННЫЕ ПАРО-ИСПАРИТЕЛИ ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ! ОГРОМНЫЙ ВЫБОР! ЛЕНИНА,52 ЛЕНИНА,11 БУТИНА,59 БОГОМЯГКОВА,24 +7 914 434 …. КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ».

Основным предназначением электронной сигареты является процесс вдыхания (выдыхание) паров с содержанием никотина либо без никотина.

С учетом того, что электронные сигареты используются для совершения действий, аналогичных процессу курения (имитируют процесс курения), данные изделия (электронные паро-испарители) относятся к товарам, на которые распространяется запрет, установленный пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с положениями данной статьи реклама товаров, а именно табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок не допускается.

По решению Комиссии виновное лицо, а именно рекламодатель указанной рекламы, был признан виновным и в дальнейшем, в результате процедуры административного производства к нему была применена мера ответственности в виде предупреждения.

04.07.2016 вступили в силу положения статьи 4.1.1. КоАП, согласно первой части которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1. Данная мера применяется к лицам, состоящим в государственном реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Совокупность положений статей 5 и 28 Закона «О рекламе».

Забайкальским УФАС России в ходе мониторинга за соблюдением законодательства о рекламе выявлен факт распространения наружной рекламы расположенной на территории города Читы, следующего содержания : «Я ДАЮ! 6%  Займ под залог автомобиля Тел.: 55-01-01, ул. Мостовая 5а  АВТОЛОМБАРД МЕГАНОВ».

В силу части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В целях определения наличия либо отсутствия признаков нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе рассмотрение указанной выше рекламы было включено в повестку заседания Экспертного совета по рекламе при Забайкальском УФАС России (далее - Экспертный совет).

По результатам заседания Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе при Забайкальском УФАС России (Далее - Экспертный совет), указанная выше реклама была признана не соответствующей требованиям Закона о рекламе, а именно признана неэтичной.

Необходимо акцентировать внимание на том, что в отношениях, возникающих в связи с рекламой товаров, услуг следует исходить из того, что реклама не должна противоречить нормам морали и нравственности, принятым в обществе. Соблюдение такого баланса обеспечивается существующим законодательным запретом на использование в любой рекламе непристойных образов. В рассматриваемом случае указанный запрет был нарушен.

Также, в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Ломбард является финансовой организацией согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», следовательно, на ломбарды распространяются требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, согласно части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В рассматриваемом рекламном сообщении приводилось только одно условие выдаваемых Обществом займов под залог автомобилей – минимальная процентная ставка, и не указаны срок пользования займом, сумма займа, зависимость суммы займа от стоимости залогового автомобиля и другие условия, влияющие на стоимость займа, то есть существенная информация, необходимая потребителю для принятия осознанного решения по приобретению займа.

Необходимо отметить, что реклама,  в которой  крупным шрифтом отражены только те условия, которые выгодны рекламодателям для привлечения внимания потребителей, а все остальные нечитаемым, мелким шрифтом, она   не воспринимается или плохо воспринимается потребителями (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей.

После вынесения решения и после, по итогу завершения процедуры административного производства, к юридическому лицу также была применена мера ответственности в виде предупреждения, в отношении же должностного лица была избрана мера пресечения в виде штрафной санкции. Положения кодекса об административных правонарушениях, а именно часть 3 статьи 2.1 прямо указывает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

3. Статья 5 Закона «О рекламе».

Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Забайкальскому краю в адрес Забайкальского УФАС России перенаправлено заявление гражданина о распространении рекламы путем наружного размещения, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, следующего содержания: «ГЕМОТЕСТ медицинская лаборатория 8 ГЛАВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ проверь за 100 р подробности на сайте или по телефону 8 800 550 13 13 www.gemotest.ru твоя биохимия АКЦИЯ медицинские анализы ул.Бутина, д.115,к.1 взятие биоматериала оплачивается отдельно Акция действует до 20.12.2017 г. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ».

Как указывает заявительница, ознакомившись с указанной информацией, она обратилась в ООО «Лаборатория Гемотест», где ей было пояснено, что плата за указанный в рекламе анализ составит иную сумму - 200 рублей, 100 рублей за взятие крови и 100 рублей за анализы.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В нарушение данной правовой нормы в тексте рекламы отсутствует существенная информация о рекламируемом товаре - условия его приобретения, стоимость, что искажает смысл информации, касающейся рекламируемой услуги.

В рекламе до потребителя доводятся сведения о возможности проверить 8 главных показателей здоровья за 100 рублей, при этом в тексте рекламы информация об отдельной стоимости взятия биоматериала и о сроках проведения акции выполнена мелким нечитаемым шрифтом в темной цветовой гамме на фоне зелёного цвета.

В том виде, в котором исполнена существенная информация, а именно текст: «взятие биоматериала оплачивается отдельно Акция действует до 20.12.2017 г», затруднительна для прочтения потребителем, что по смыслу законодательства о рекламе, равнозначно ее фактическому отсутствию.

Во время рассмотрения дела, было выяснено, что адресом местонахождения общества является город Москва. На заседании Комиссии Забайкальским УФАС России в соответствии положениями Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, было принято решение о передаче дела на рассмотрение в УФАС России по городу Москве.

4. Та же 5 статья Закона «О рекламе».

В Управление поступило заявление гражданина о распространении на территории г. Чита рекламы, содержащей недостоверные сведения о минимальной стоимости поездки в такси, а именно, на борту автомобиля Toyota Probox (гос. номер М 782СВ 75), была размещена информация следующего содержания: «Яндекс Такси от 59 руб».

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указанная на автомобиле стоимость вводит потребителей в заблуждение, поскольку указанная цена относилась лишь к подаче машины и посадке пассажира. Начисление платы за время в пути происходило в дальнейшем, согласно тарифу, указанному на официальном сайте общества.

Распространение аналогичной рекламы с указанием различной стоимости, фиксировалось многими территориальными органами, Забайкальское УФАС не стало исключением. В результате рассмотрения дела,

Управлением было получено поручение ФАС России № АК/27053/18 от 17.04.2018 о передаче материалов указанного дела на основании пункта 11 Правил рассмотрения антимонопольным органов дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В связи с чем, решением по данному делу уже будет вынесено Центральным аппаратом.  

 

5. Статья 21 Закона «О рекламе».

В Забайкальское УФАС России поступило заявление гражданина о распространении в магазине розничной сети «Спутник» по адресу: г. Чита, 1 мкр., дом 9А, буклета «Спутник розничная сеть» 2-8 ноября 2017 года «просто цены ниже» с рекламой алкогольной продукции,  водки «Пять озер», которая содержит признаки нарушения законодательства о рекламе.

В данном случае имеются признаки нарушения части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного употребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В данном случае площадь предупреждения составила всего 2,8 % рекламной площади (15,6 кв.см х 100 / 556,2 кв.см).

Решением Комиссии Забайкальского УФАС, указанная реклама была признана ненадлежащей, рекламодатель и рекламораспространитель были признаны нарушившими положения части 3 статьи 21. Процедура административного производства в отношении должностных лиц окончена взысканием штрафных санкций, в отношении юридического лица вновь избрана мера пресечения в виде предупреждения.

6. Статья 7 и 24 Закона «О рекламе».

В ходе мониторинга, проводимого на основании статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Забайкальским УФАС России установлены факты, указывающие на признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

На территории Забайкальского края, г. Чита, по улице Богомягкова, было зафиксировано размещение рекламных  баннеров с информацией, о предоставлении различных медицинских услуг медицинской клиникой «THE TIME».

Частью 7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» установлено, что реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов, площадь которого должна составлять не менее пяти процентов рекламной площади (рекламного пространства).

Предупредительная надпись, присутствовала на баннерах, но за счет особенностей изображения и способа размещения рекламы надпись была не доступна к прочтению (пункт 28 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» следует, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителями (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей).

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров (услуг), на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

В соответствии с перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», работы (услуги) по кардиологии подлежат лицензированию.

В соответствии с представленной юридическим лицом копией лицензии (№ ЛО-75-01-001100 от 13.05.2016) на осуществление медицинской деятельности среди перечисленного перечня работ (услуг), указанного в приложении, указанная в реклама медицинская услуга не значилась.

Решением Комиссии, рекламопроизводитель и рекламодатель были признаны нарувшими требования Закона «О рекламе». В настоящее время материалы дела, переданы уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС для возбуждения производства об административном правонарушении.

Основные изменения законодательства о рекламе за последний год (в общей сложности с июня 2017 по июнь 2018 года).

1. В статью 5  добавлена новая часть – «12».

В соответствии с этим изменением, в случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.

2. Статья 38 Закона «О рекламе» - дополнена ответственностью рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение одной из новых частей статьи.

Рекламодатель и рекламораспространитель, согласно изменениям, отныне несут ответственность за часть 12 статьи 5, это общие требования к рекламе, оговоренная только что.

3.В статью 14 внесены новые пункты – 3.4 и 3.5.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.

При этом новые части 3.4 и 3.5 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» увеличивают указанный допустимый объем рекламы в телепрограммах для региональных телеканалов, то есть телеканалов, которые в соответствии с лицензией на телевизионное вещание распространяются менее чем в половине субъектов Российской Федерации. В таких телеканалах допускается увеличение общего объема рекламы за счет совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» - но не более пяти процентов времени вещания в течение часа сверх общей продолжительности рекламы, предусмотренной частью 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» (то есть объем рекламы может быть увеличен до 20% времени вещания в течение часа).

Кроме того, в информационных и развлекательных телепередачах регионального телеканала, то есть телеканала, который в соответствии с лицензией на вещание распространяется на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, предусматривается дополнительное увеличение объема рекламы в телепрограммах за счет совмещения рекламы с каждой такой телепередачей способом «бегущей строки» - но не более пятнадцати процентов времени вещания в течение часа сверх продолжительности рекламы в телепрограмме, предусмотренной частями 3 и 3.4 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» (то есть объем рекламы может быть увеличен до 35% времени вещания в течение часа).

Наверх