Доклад Забайкальского УФАС России  по результатам правоприменительной практики за 1 квартал  2019 года  (обсуждение результатов контрольно-надзорной деятельности)
24 апреля 2019, 00:00
Тип документа:
Доклады

 Антимонопольный контроль

За первый квартал 2019 года в Забайкальское УФАС России поступило на рассмотрение  79 заявлений.

По части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ( далее – Закон о защите конкуренции) ,  устанавливающей запрет на  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей  возбуждено 4 дела   в отношении: АО «Читаэнергосбыт», ОАО «РЖД»,  ОАО «Читаоблгаз».

В связи с переходом на нерегулируемые цены договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в Управление поступают заявления о росте цен на тепловую энергию.

Пунктом 5(5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования), установлено, что с 01.01.2019 в случае, указанном в пункте 2 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а именно   это цены производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год.

Таким образом, с 01.01.2019 цены, указанные в пункте 2 части 2.2 статьи 8 Закона о теплоснабжении, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случая реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей.

В связи с указанными изменениями в законодательстве, ресурсоснабжающие организации самостоятельно определяют цены на услуги теплоснабжения.

 На сегодняшний день в Управление поступило 10 обращений по  муниципальным  районам края об  увеличение цен на услуги ресурсоснабжающих организаций.

При этом в целях контроля за нарушением антимонопольного законодательства  Забайкальское  УФАС России отмечает, что в действиях организаций, поставляющих тепловую энергию, при заключении договоров по ценам, определенным соглашением сторон, которые будут экономически необоснованны, могут усматриваться признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующею субъекта, выраженные в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлены антимонопольные ограничения в части формирования цены за производимый (реализуемый) товар хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, согласно данной норме монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе  установленная путем повышения ранее установленной цены товара.

По ряду заявлений принято решение об  отказе  в  возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием доминирующего положения ресурсоснабжающей организации  на товарном рынке теплоснабжения в силу наличия  установленного иммунитета.

Так в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Закон о защите конкуренции  введены иммунитеты для определенных Законом № 264-ФЗ хозяйствующих субъектов в отношении злоупотребления ими доминирующим положением.

Согласно части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

К примеру, в отношении ООО «ЗабТСО» (на момент рассмотрения заявления), исходя и состава  учредителей,  группы лиц,  размера выручки  действует установленный Законом № 264-ФЗ иммунитет.  Его положение не может быть признано доминирующим на рынке  услуг теплоснабжения,  следовательно, квалифицировать  нарушение  по статье 10 Закона о защите конкуренции не представляется возможным.

В отношении хозяйствующих субъектов, не имеющих соответствующего иммунитета, у которых цены на услуги теплоснабжения будут экономически необоснованны, по результатам рассмотрения заявлений  будут возбуждены дела по  признакам нарушения антимонопольного законодательства.

По поручению Федеральной антимонопольной службы в связи с ростом цен на яйцо куриное на территории Российской Федерации Забайкальским УФАС России проведена проверка поставщиков яйца куриного на территорию Забайкальского края, на предмет соблюдения норм антимонопольного законодательства в части обоснованности повышения ими отпускных цен на яйцо куриное.

Вопросы ценообразования на продовольственные товары не регулируются государством. Хозяйствующие субъекты на рынке реализации продовольственных товаров самостоятельно определяют поставщиков, решают вопросы установления цены.

Забайкальское УФАС России в рамках установленных полномочий, осуществляет государственный контроль и применяет меры антимонопольного реагирования:

- в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара и злоупотребляющих им, в том числе в части установления монопольно высоких цен;

- при наличии соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на определенном товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.

Управлением направлены запросы Читинской птицефабрике, оптовым поставщикам и крупным торговым сетям о предоставлении информации о причинах роста цен на яйцо куриное и экономическое обоснование изменения цен.

По результатам проведенного анализа полученных сведений установлено.

На территории Забайкальского края основной объем на рынке реализации яйца куриного составляет привозное яйцо из других регионов.

На территории Забайкальского края действует одна птицефабрика - ООО «Читинская птицефабрика».

По полученной информации объем производства яиц птицефабрики занимает незначительную долю от объема товарного рынка, объем выручки птицефабрики от реализации товаров и услуг за 2018 год составил менее 400 млн. руб. Вывоз яйца куриного за пределы края не производился. Отпускные цены птицефабрики на яйцо куриное на 10-20% ниже, чем цены на привозное яйцо. Уровень отпускных цен на продукцию в 2018 году практически не менялся, снижение цен наблюдалось в летний период времени, в связи с тем, что это скоропортящийся продукт. В январе 2019 года цена реализации отборного яйца куриного увеличилась на 11,1% при рентабельности не более 23%. Цены на остальные категории яиц куриных установлены практически на уровне себестоимости или ниже нее.

Нарушений антимонопольного законодательства в части установления ООО «Читинская птицефабрика» отпускных цен на яйцо куриное не выявлено.

Оптовые поставщики закупают и завозят яйцо куриное из других регионов: Новосибирской, Омской, Иркутской областей, Республики Бурятия, Красноярского и Алтайского краев. Отпускные цены на яйцо куриное иногородних поставщиков в 2018 году увеличились от 43,2 до 53,0 % (цена без учета транспортных расходов). Торговая наценка оптовых поставщиков яиц куриных составляет до 20 % к отпускной цене. Объём выручки оптовых поставщиков от реализации товаров и услуг за 2018 год составляет менее 400 млн. руб.

По результатам анализа полученных материалов от хозяйствующих субъектов, реализующих продовольственные товары на территории Забайкальского края, следует, что повышение  розничных цен связано с увеличением цен иногородними поставщиками.

Учитывая, что разброс розничных цен большой, ценовая политика у каждой торговой сети различна, нельзя говорить о согласованных действиях торговых организаций в установлении одинаковых цен.

Признаков нарушения антимонопольного законодательства  в части обоснованности повышения ими отпускных цен на яйцо куриное не установлено.

Во исполнение протокола заседания Правительства Российской Федерации в связи с переходом на цифровой формат телевизионного вещания в Российской Федерации в целях определения степени готовности к переходу на цифровой формат телевизионного вещания, недопущения необоснованного роста цен на пользовательское оборудование для приема цифрового телевидения и  наличия пользовательского оборудования в продаже Федеральной антимонопольной службой начиная с января т.г. организован ежемесячный мониторинг цен на пользовательское оборудование и его наличие в продаже.

На территории Забайкальского края продажу пользовательского оборудования для приема цифрового телевидения в основном осуществляют федеральные сетевые магазины: ООО «ДНС РИТЕЙЛ» («ДНС»), ООО «МВМ» (торговая марка М.ВИДЕО), ООО «ЭЛЬДОРАДО» и ФГУП «Почта России», контроль над которыми, в силу своих полномочий, осуществляет Федеральная антимонопольная служба. 

Также приобрести пользовательское оборудование для приема цифрового телевидения на территории края возможно у индивидуальных предпринимателей, реализующих бытовую технику.

Существует возможность приобретения пользовательского оборудования для приема цифрового телевидения через сеть Интернет (OZON.ru), по ценам ниже розничных.

Управлением проводится ежемесячный мониторинг о наличии пользовательского оборудования для приема цифрового телевидения. Пользовательское оборудование в розничной продаже имеется.

Жалоб и заявлений об отсутствии в продаже пользовательского оборудования, о случаях резкого повышения розничных и оптово-отпускных цен на пользовательское оборудование производителями, оптовыми поставщиками, розничными продавцами, а также согласованных действиях продавцов, в Забайкальское УФАС России не поступало.

По статье 11 Закона о защите конкуренции,  устанавливающей   запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) возбуждено 1 дело в отношении   ООО «Забайкальский протезно-ортопедический центр»,  ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда России.

По статье 17.1 Закона о защите конкуренции, особенности порядка заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возбуждено 2 дела в отношении Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное  управление имущественных отношений»  Министерства обороны  Российской Федерации,  Комитета по экономике , управлению муниципальным имуществом  и земельных отношений администрации  городского округа  «Город Петровск  - Забайкальский».

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции

За 1 квартал 2019 года в Забайкальское УФАС России поступило 10 жалоб, рассмотрение которых производится в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. 2 жалобы были отозваны в порядке части 24 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, столько же жалобы возвращено на основании части 9 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции 3 жалобы признаны частично обоснованными, 1 – обоснованна в полном объеме. 2 жалобы признаны необоснованными.

1) Так, в Забайкальское УФАС России от ООО «Спецавтотранс» поступила жалоба на действия Министерства территориального развития Забайкальского края при организации и проведении торгов (аукциона на понижение цены) по выбору исполнителя услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Забайкальского края.

Комиссия Забайкальского УФАС России, заслушав доводу и возражения присутствующих сторон, изучив документы, представленные в материалы дела, пришла  к следующим выводам.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2016 года № 1145/16 утверждены Методические указания по расчету тарифов на перемещение хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты (далее – Методические указания). Согласно пункту 4 Методических указаний, тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг.

Распоряжением Правительства Забайкальского края от 28 марта 2018 года № 118-р Министерство территориального развития Забайкальского края определено уполномоченным органом по проведению торгов (аукционов) по выбору исполнителя услуг.

В соответствии с вышеуказанным приказом ФАС России и распоряжением Правительства Забайкальского края от 28 марта 2018 года № 118-р приказом Министерства от 15 октября 2018 года № 44-НПА утвержден Порядок проведения торгов (аукциона на понижение цены) по выбору исполнителя услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Забайкальского края (далее – Порядок).

1 ноября 2018 года на сайте Министерства территориального развития Забайкальского края размещено извещение о проведении торгов (аукциона на понижение цены) по выбору исполнителя услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств на территории Забайкальского края.

Предмет аукциона: право на заключение договора на осуществление деятельности по перемещению, хранению и возврату транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 КоАП РФ по тарифам, установленным по результатам аукциона, на территории муниципального образования по лотам указанным в извещении (таблице).

Начальной максимальной ценой аукциона является базовый тариф, установленный приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 13 июля 2018 года № 325-НПА.

Согласно протоколу от 4 декабря 2018 года № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в указанном аукционе, было подано 16 заявок в запечатанных конвертах, которые зарегистрированы  в Журнале регистрации заявок.

ООО «Спецавтотранс» была подана заявка на Лот № 1 – городской округ «Город Чита».

Заявителю отказано в допуске к участию в аукционе, в связи с несоблюдением требований порядка проведения торгов (аукциона на понижение цены) по выбору исполнителя услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Забайкальского края, утвержденного приказом Министерства территориального развития Забайкальского края от 15 октября 2018 года № 44-НПА, а именно:

1) требований предъявляемых к виду разрешенного использования земельного участка;

2) требований о наличии на праве собственности или ином законном праве 2 эвакуаторов с кранами-манипуляторами и 1 эвакуатора для эвакуации большегрузного транспортного средства, либо принятия на себя обязательства по приобретению права собственности или иного права на указанные транспортные средства в течение 30 дней после подписания Комиссией протокола аукциона.

По информации, представленной Комитетом градостроительной политики администрации городского округа «Город Чита» от 24 января 2019 года исх.№ 200, земельный участок (кадастровый № 75:32:010672:3), представленный в составе заявки ООО «Спецавтотранс», в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа «Город Чита», принятыми решением Думы городского округа «Город Чита» от 12 ноября 2009 № 171, находится в пределах территории обозначенной как зона производственно-коммунальных объектов IV-V классов вредности (П-4). К основным видам разрешенного использования земельного участка относятся: промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V классов вредности санитарно-защитная зона 50-100м; объекты складского назначения 4 класса вредности; оптовые базы и склады; сооружения для хранения транспортных средств; предприятия автосервиса.

В соответствии с частью 8 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 75:32:010672:3 – для размещения объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, сооружений, устройств (выписка ЕГРН от 15 ноября 2018 года).

К объектам автомобильного транспорта относятся – предприятия всех организационно-правовых форм и форм собственности, имеющих производственную базу для осуществления технического обслуживания и/или ремонта и хранения автотранспортных средств, заправки автотранспортных средств моторным топливом, хранения и обработки грузов перевозимых автомобильным транспортом, переработки и утилизации отходов, образующихся при эксплуатации транспортных средств.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ 1 сентября 2014 № 540 предусмотрено размещение стоянок (код.4.9) и оборудование земельных участков для стоянок автомобильного транспорта (код 7.2).

Соответственно, размещение специализированной автостоянки для хранения задержанных транспортных средств на земельном участке Заявителя 75:32:010672:3 допускается.

2. При изучении Комиссией заявки ООО «Спецавтотранс» на предмет соблюдения Требований пункта 3.4. аукционной документации о наличии у участника аукциона на праве собственности или ином законном праве специализированных транспортных средств, в том числе 1 эвакуатора для эвакуации большегрузного транспорта установлено следующее.

В составе заявки  обществом представлены 2 договора аренды транспортных средств (эвакуаторов) и договор оказания услуг эвакуации.

По договору оказания услуг эвакуации, Исполнитель обязуется круглосуточно оказывать услуги по эвакуации (транспортировке) транспортных средств и специальной технике. Эвакуация осуществляется Исполнителем, как собственными силами, так и силами третьих лиц (пункты 1.1, 1.2. договора).

Заказчик (ООО «Спецавтотранс») обязуется предварительно заявлять о требующихся работах по эвакуации (транспортировке) транспортных средств и специальной техники по телефону диспетчерского центра Исполнителя. Оплачивать услуги исполнителя в размерах и порядке, предусмотренных настоящим договором (пункты 2.2.1, 2.2.2 договора).

Исполнитель несет ответственность за эвакуируемое (транспортируемое) транспортное средство, с начала осуществления работ по погрузке на эвакуатор до его выгрузки на дорожное полотно (пункт 4.1 договора).

Таким образом, представленный договор оказания услуг эвакуации не свидетельствует о наличии у ООО «Спецавтотранс какого-либо права на эвакуатор для эвакуации большегрузного транспорта, и как следствие не отвечает требованиям пункта 3.4. Аукционной документации. 

Согласно пункту 6.7. аукционной документации, несоблюдение требований  к содержанию, форме, составу заявки на участие в аукционе является основанием для отказа такому заявителю в допуске к участию в аукционе.

3. По данным представленным Региональной службой по тарифам Забайкальского края от 24 января 2019 года исх.№ 01/364, расчет базового уровня тарифов на хранение и перемещение транспортных средств на территории Забайкальского края проведен на основании данных, полученных от ООО «Спецавтостоянка», МП «Агаавтотранс», ИП Ковешников В.В.

Из перечисленных хозяйствующих субъектов на территории городского округа «Город Чита» услуги по перемещению и хранению транспортных средств, задержанных в случаях предусмотренных статьей 27.13 КоАП РФ оказывает ООО «Спецавтостоянка». По данным общества за 2017 год количество фактически помещенных на хранение транспортных средств составило 980 штук, количество часов хранения 18 000 автомобиле/часов.

Количество транспортных средств, подлежащих размещению на спецавтостоянке, определено организатором торгов, также исходя из информации, представленной ООО «Спецавтостоянка».

Так на специализированные стоянки общества за период с 1 июня 2018 года по 29 октября 2018 года было поставлено 635 единиц транспортных средств, из них было выдано 527 единиц на остатке не выданных, за указанный период числится 108 единиц.

Остаток хранящихся транспортных средств ежемесячно увеличивается:

  • из поступивших в июне 2018 года транспортных средств остаток составил 18 единиц;
  • из поступивших в июле 2018 года транспортных средств остаток составил 21 единиц;
  • из поступивших в сентябре 2018 года транспортных средств остаток составил 24 единицы;
  • из поступивших в октябрь 2018 года транспортных средств остаток составил 44 единицы.

Учитывая вышеизложенное, Министерством при расчете площади земельного участка были учтены актуальные данные за последний месяц предшествующий объявлению аукциона (октябрь 2018 – 44 единицы). 

4. В соответствии с Методическими указаниям по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты, утвержденных приказом ФАС России от 15 августа 2016 года № 1145/16, тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются по результатам торгов (аукцион на понижение цены) по выбору исполнителя услуг. Начальной максимальной ценой таких торгов является базовый уровень тарифов, определенный органами регулирования в соответствии с положениями настоящих Методических указаний.

Письмом Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2016 года № СП/84437/16 разъяснены положения Методических указаний по расчету тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и установлению сроков оплаты.

Согласно пункту 2 Методических указаний тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств (далее – тарифы) устанавливаются в расчете на одно транспортное средство и могут дифференцироваться уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – орган регулирования) по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации исходя из разрешенной максимальной массы, габаритов, категории транспортного средства и иных параметров, необходимых для установления экономически обоснованных тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств. Тарифы на хранение задержанных транспортных средств устанавливаются в расчете на одно транспортное средство за единицу времени, определенную органом регулирования.

Дифференциация тарифов связана с их экономической обоснованностью, которую определяет орган субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями по установлению тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.

В случае принятия решения о дифференциации тарифов по муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации тарифы на территории соответствующих муниципальных образований должны быть установлены на едином уровне.

В рамках исполнения вышеуказанных положений, во избежание дифференциации тарифов внутри муниципального образования, Городской округ «Город Чита» был сформирован в один лот.

Таким образом, учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия признала жалобу ООО «Спецавтотранс» обоснованной, в части неправомерного отказа в допуске к участию в аукционе Заявителя, в связи с несоблюдением Обществом требований определенных в отношении вида разрешенного использования земельного участка.

Требование Заявителя об отмене Министерством территориального развития Забайкальского края пункта 3 Приказа № 44-НПА от 15 октября 2018 года, были рассмотрены в рамках обращения ООО «Спецавтотранс», поданного в Забайкальское УФАС России ранее, в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.

По итогам рассмотрения жалобы № 1 в адрес Министерства было выдано предписание о внесении изменений в Аукционную документацию в части разрешенного вида использования земельного участка.

Так же по аналогичному предмету было выдано предупреждение о прекращении действий, нарушающих требования антимонопольного законодательства. В рамках предупреждения Министерством территориального развития издан Приказ от 5 марта 2019 года № 1-НПА «Об утверждении Порядок формирования и ведения Перечня юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перемещению задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранению и возврату на территории Забайкальского края» (далее – Порядок). В соответствии с пунктом 2 Порядка ведение Перечня осуществляется Министерством территориального развития Забайкальского края (уполномоченный орган). Согласно пункту 3 Порядка приказом уполномоченного органа (Министерство территориального развития Забайкальского края) в Перечень включаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, победившие в торгах (аукционе не понижение цены) по выбору исполнителя услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств на территории Забайкальского края, проведенных в порядке, установленном приказом уполномоченного органа. В действовавшем ранее порядке отсутствовала привязка к процедуре торгов, что противоречило требованиям законодательства.

Аналогична жалоба была направлена в Забайкальское УФАС России и ООО «Спецавтостоянка» после повторного объявления конкурса. При рассмотрении данной жалобы Комиссия пришла к выводу о признании ее необоснованной. Часть требований, изложенных Заявителем, были рассмотрены по жалобе № 1. Доводы о необоснованности установления требований о наличии видеофиксации и соответствия требованиям о санитарной и противопожарной безопасности так же не были признаны ограничивающими права участников.

2) 25 января 2019 года Забайкальским УФАС России рассмотрена жалоба № 2 по итогам которой администрация сельского поселения «Смоленское» признана нарушившей статью 39.11 Земельного кодекса РФ.

14 декабря 2018 года Организатором торгов на Официальном сайте РФ torgi.gov.ru размещено извещение о проведении торгов № 141218/7674628/01 по продаже земельного участка, находящегося в собственности сельского поселения «Смоленское».

Согласно постановлению от 12 декабря 2018 года № 1102 «О проведении открытого аукциона по продаже земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования сельского поселения «Смоленское» аукцион проводиться в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. 2-я Угданская,17.

Дата создания и публикации извещения 14 декабря 2018 года. Дата и время начала приема заявок 13 декабря 2018 года. Дата и время окончания приема заявок 11 января 2019 года. Дата и время проведения аукциона 16 января 2019 года.

Согласно приложению к Постановлению администрации сельского поселения «Смоленское» № 1102 от 12 декабря 2018 года на продажу выставлено два лота, размешенному на сайте torgi.gov.ru:

Лот 1 – земельный участок с кадастровым номером 75:22:660122:3340, площадью 70 643 кв.м., расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, тер. падь Восточная, вл. 2.

Лот 2 – земельный участок с кадастровым номером 75:22:660122:1510, площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. 2-я Угданская,17.

При этом, извещение, сформированное на сайте torgi.gov.ru содержит информацию о проведении аукциона по продаже земельного участка только по одному лоту: земельный участок с кадастровым номером 75:22:660122:1510, площадью 3 000 кв.м., расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. 2-я Угданская,17.

27 декабря 2018 года Организатором торгов на сайте torgi.gov.ru размещено дополнительное извещение, согласно которому на аукцион выставлен один лот: земельный участок с кадастровым номером 75:22:660122:1510, площадью 5 000 кв.м., расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. 2-я Угданская,17.

Таким образом, размещение информации о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 75:22:660122:3340, площадью 70 643 кв.м., расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, тер.падь Восточная, вл. 2 не содержит правовых оснований.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 75:22:660122:1510, расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. 2-я Угданская,17 имеет площадь 5 000 (+/- 50) кв.м., собственником участка является Российская Федерация. На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что Организатором торгов размещены недостоверные сведения относительно земельного участка, выставляемого на аукцион, также не представлены документы, подтверждающие право собственности администрации сельского поселения на земельный участок.

Постановлением администрации сельского поселения «Смоленское» от 28 декабря 2018 года № 1223 отменен аукцион по продаже земельного участка расположенный по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Смоленка, ул. 2-я Угданская,17.

На заседание Комиссии Организатором торгов представлено Постановление № 1256 от 29 декабря 2018 года «О несении изменений в Приложение к Постановлению администрации сельского поселения «Смоленское» № 1102 от 12 декабря 2018 года (извещение о проведении аукциона) и об отмене постановления администрации сельского поселения «Смоленское» № 1223 от 28 декабря 2018 года «Об отмене проведения открытого аукциона по продаже земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования сельского поселения «Смоленское». Так же представлено Постановление № 23 от 18 января 2019 года «Об отмене Постановления администрации сельского поселения «Смоленское» № 1256 от 29 декабря 2018 года. Таким образом, фактической отмены аукциона в соответствии с требованиями статьи 39.11 ЗК РФ не осуществлено.

В целях устранения нарушения антимонопольного законодательства, Комиссией принято решение выдать в адрес Организатора торгов предписание в порядке статьи 50 Закона о защите конкуренции. Срок исполнения предписания – 1 июня 2019 года.

В отношении должностного лица вынесено постановление о наложении административного штрафа по факту нарушения части 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3) Рассмотрено заявление ООО «ЖКХ» п. Тарбагатай (далее – Заявитель) на действия администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» (далее – Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения на объекты коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, расположенные по адресу: п.г.т. Тарбагатай, ул. Кооперативная, д. 26.

Комиссией Забайкальского УФАС России вынесено решение о признании администрации муниципального района нарушившей требования Закона о концессионных соглашениях.

Так, в ходе рассмотрения установлено, что Администрацией муниципального района «Петровск-Забайкальский район», на сайте torgi.gov.ru, 19 марта 2019 года было размещено сообщение № 190319/1425696/01. Дата начала подачи заявок 11 марта 2019 года, что не соответствует пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», который гласит, что срок опубликования, размещения сообщения о проведении конкурса или направления этого сообщения лицами в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе.

Сроки проведения конкурса были некорректно установлены, так как дата начала подачи (11 марта 2019 года) и дата окончания подачи заявок (9 апреля 2019 года) составляют менее тридцати рабочих дней, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» сообщение о проведении конкурса опубликовывается конкурсной комиссией в определяемом концедентом официальном издании и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при поведении открытого конкурса) или направляется лицам в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения одновременно с приглашением принять участие в конкурсе (при проведении закрытого конкурса) в срок, установленный конкурсной документацией, но не менее чем за тридцать рабочих дней до дня истечения срока представления заявок на участие в конкурсе.

Так же пункт 7 Конкурсной документации указывает, что сообщение о проведении открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru на официальном сайте Администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский», не менее чем за тридцать рабочих дней до дня срока предоставления заявок на участие в конкурсе. 

В соответствии с Конкурсной документацией, конкурсные предложения предоставляются участниками, прошедшими предварительный отбор и которым конкурсная комиссия направила соответствующее уведомление. Конкурсное предложение должно быть оформлено Участниками конкурса в соответствии с требованиями Конкурсной документации и представлено: 673009, Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский, ул. Горбачевского, 19 в рабочие дни с 09 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин., кроме перерыва на обед с 13 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., по местному времени с 11.03.2019г. и по 09.04.2019г.

Пункт 4 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях устанавливает, что конкурсная комиссия в течение трех рабочих дней со дня подписания членами конкурсной комиссии протокола проведения предварительного отбора участников конкурса, но не позднее чем за шестьдесят рабочих дней до дня истечения срока представления конкурсных предложений в конкурсную комиссию направляет участникам конкурса уведомление с предложением представить конкурсные предложения. Заявителям, не допущенным к участию в конкурсе, направляется уведомление об отказе в допуске к участию в конкурсе с приложением копии указанного протокола и возвращаются внесенные ими суммы задатков в течение пяти рабочих дней со дня подписания указанного протокола членами конкурсной комиссии при условии, что конкурсной документацией предусмотрено внесение задатка до даты окончания представления заявок на участие в конкурсе.

Концедент объединил срок подачи заявок на участие в конкурсе с 11 марта 2019 года по 9 апреля 2019 года и сроки подачи конкурсных предложений с 11 марта 2019 года по 9 апреля 2019 года, что не соответствует вышеуказанным нормам.

Таким образом, учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» нарушений пункта 6 статьи 23, пункта 1 статьи 26 и пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», что привело к нарушению порядка проведения процедуры торгов.

В целях устранения нарушения антимонопольного законодательства, Комиссией принято решение выдать в адрес Организатора торгов предписание в порядке статьи 50 Закона о защите конкуренции.

Предупреждения

В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

За период с января по март 2019 года Забайкальским УФАС России выдано 6 предупреждений о прекращении действий (бездействий) которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в порядке статьи 39.1 Закона о защите конкуренции. Администрациями муниципальных районов «Петровск-Забайкальский район», «Балейский район», городского поселения «Оловянниское», Министерством территориального развития предупреждения исполнены в установленный срок. Срок исполнения предупреждений для администраций городского поселения «Калангуйское», муниципального района «Хилокский район» продлен.

Обеспечение реализации положений Закона о торговле

 

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 Закона о торговле, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон о торговле определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Статьей 9 Закона о торговле предусмотрены права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров.

Главой 3 Закона о торговле установлены антимонопольные правила, требования и запреты в сфере торговой деятельности, которые включают в себя:

- антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров (статья 13);

- ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов (статья 14);

- антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (статья 15).

В связи с поступившими материалами прокуратуры Забайкальского края о правомерности открытия торговых точек торговой сети «Хлеб – соль» на территории Карымского района в 2018, 2019 годах, Забайкальским УФАС России направлен запрос в адрес Администрации Карымского района в целях изучения сложившейся ситуации на рынке продовольственных товаров на территории муниципального района, и необходимостью представить информацию о торговых сетях* на территории района и о хозяйствующих субъектах, реализующих в 2018, 2019 годах продовольственные товары.

* Справочно:

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 273-ФЗ: торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

В соответствии со статьей 14 Закона о торговле хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

В целях реализации контроля за концентрацией торговых сетей (статья 14 Закона о торговле) антимонопольному органу необходимо владеть информацией об общих объемах реализации продовольственных товаров в границах субъекта РФ, муниципального района, городского округа о действующих на территории соответствующего административно-территориального образования торговых точках в разрезе торговых сетей, а также обо всех  хозяйствующих субъектах, реализующих продовольственные товары.

Следует отметить, что с 4 июля 2016 года Законом о торговле предусмотрены «иммунитеты» для малого и среднего бизнеса. При этом в силу части 4.1 статьи 1 Закона о торговле требования статей 13 и 14 Закона о торговле не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн. руб., хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 млн. руб.

Данные «иммунитеты» являются механизмом, направленным на защиту хозяйствующих субъектов от установления в отношении них избыточной административной нагрузки.

Дать объективную оценку и сделать окончательные выводы о практике применения Закона о торговле     возможно после получения и анализа информации.

В целях обеспечения реализации положений Закона о торговле и обновления информации о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, поставки продовольственных товаров,  хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети Забайкальским УФАС России направлены запросы в администрации городских округов и муниципальных районов Забайкальского края.

Правоприменительная практика Забайкальского УФАС России в сфере контроля законодательства о рекламе

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере рекламной деятельности, является Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О рекламе».

Целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Функции контроля данной сферы в соответствии с законодательством возложены на ФАС России и ТО ФАС России.

Закон о рекламе применяется независимо от того, где реклама была произведена, если ее распространение имело место на территории РФ. Вместе с тем существует и такая реклама, на которую Закон не распространяется: на политическую, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума; справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера; упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе и так далее которые сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Реклама должна быть этичной, добросовестной и достоверной. Недобросовестная, недостоверная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством, определена Законом о рекламе как ненадлежащая, и конечно же не допускается.

Недостоверная реклама связана с запретами к искажению, к примеру, характеристик товаров, сроков предоставляемых работ, услуг,  либо информации о продавце товаров, работ и услуг. 

Недобросовестная же реклама связана с запретом на использование недобросовестных способов, направленных на порочение конкурента, либо подачи рекламы в том виде, который приводит к смешению представлений потребителей о рекламируемом товаре с другими.

Статистические данные работы Забайкальского УФАС России в области рекламного законодательства.

В Забайкальское УФАС России поступило в общей сложности 45 заявлений относительно нарушений Закона «О рекламе».  Из них было принято решение об отказе в рассмотрении заявлений, или перенаправлении по подведомственности в иные государственные органы в 29 случаях. Три заявления в виду единого предмета рассмотрения были объединены в одно, посредством возбуждения дела в дальнейшем.

Из поступивших заявлений:

- 7 заявлений содержали указание на признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона, это распространение рекламы по сетям электросвязи, без получения предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы;

- в 14 заявлениях присутствовали признаки нарушения общих требований к рекламе, в частности пункта 9 статьи 5 – скрытая реклама.

- остальные заявления содержали в себе различные признаки нарушения. К таковым относятся, нарушение запрета рекламы табака, нарушение требований распространения и размещения рекламы финансовых услуг, нарушение требований относительно обязательного присутствия предупреждений о наличии противопоказаний в рекламе медицинских услуг, общих требований к рекламе, например, относительно рекламирования проведения розыгрышей и акций.

По итогам рассмотрения заявлений, было возбуждено 13 дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. 5 дел было возбуждено по результатам рассмотрения заявлений, поступивших в конце 2018 года, то есть данные заявления явились «переходящими», поступившими в Управление на рубеже перехода из 2018 в 2019 год.

Срок рассмотрения дел по рекламе с учетом сроков продления, составляет 3 месяца. После вынесения решений по делу, начинается процедура административного производства, которой предшествует направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении. Обязательным условием начала административного производства, то есть составления протокола на первоначальном этапе, является надлежащее уведомление лица, подразумевающее своевременное получение корреспонденции направленной Управлением тем, лицом которому она была направлена. Таким образом, на практике фиксируются случае уклонения лиц от получения отправлений, для «затягивания» сроков административного производства, чтобы в дальнейшем попытаться избежать привлечения к административной ответственности. Срок привлечения таковой, исчисляется годом с момента выявления факта нарушения законодательства о рекламе.

В виду изложенного, с учетом необходимости наличия доказательств надлежащего извещения лица, средний срок процедуры привлечения к административной ответственности составляет 4 месяца, без попыток ранее указанного «затягивания» процесса привлечения лица.

На начало 2019 года по делам о рекламе, принято окончательно 6 решений. Одно из оконченных в 2019 году дел, было переслано по подведомственности для возбуждения административного производства в другое территориальное Управление ФАС России. По 3 делам в настоящее время начата процедура привлечения к административной ответственности, составлены протоколы об административном правонарушении. По двум, направлены уведомления о составлении протоколов, ожидается подтверждение надлежащего уведомления лиц.

Примеры правоприменительной практики Забайкальского УФАС.

Обратимся к существу рассмотрения вопроса и обсудим наиболее яркие примеры дел по признакам нарушений законодательства о рекламе, рассмотренных Забайкальским УФАС России за начало 2019 года.

1. Часть 10.1 ст. 5 Закона «О рекламе».

В  Забайкальское УФАС России поступили материалы мониторинга выпуска печатного СМИ газеты «Эффект» Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю, указывающие на признаки нарушения  требований  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе».

Так, на странице 22 выпуска газеты «Эффект», размещена информация о зрелищном мероприятии – поэтическом спектакле Константина Райкина «Над балаганом небо…», без указания категории информационной продукции.

В силу ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Согласно п.5 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон № 436-ФЗ) информационная продукция - предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

В соответствии с п.3 ст. 2 Закона № 436-ФЗ, зрелищное мероприятие - демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Также из положений статьи 12 ФЗ № 436 следует, что обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований данного закона ее производителем и (или) распространителем с указанием цифры и знака «плюс» или соответствующего текстового предупреждения.

Исходя из положений названных норм, проведение поэтического спектакля в конкретный день, указанный в рекламе, его публичное исполнение и проведение направлено на привлечение зрителей. Следовательно, информация, которая может быть распространена посредством данных мероприятий является информационной продукцией.

Таким образом, сведения о поэтическом спектакле Константина Райкина «Над балаганом небо…», на основании пункта 3 статьи 2 ФЗ №436 относятся к информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями данного закона.

В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона «О рекламе», ответственность за нарушение ч.10.1 ст.5 названного Федерального закона  несет  рекламораспространитель.

В данном случае им являлся индивидуальный предприниматель. Решение по делу вынесено 07.02.2019. Начата процедура привлечения к административной ответственности.

2. Часть 1,3 статьи 28 Закона «О рекламе».

В ходе мониторинга проводимого на основании статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Забайкальским УФАС России установлено распространение рекламы, содержащей признаки нарушения частей 1,3 статьи 28  Закона о рекламе.

По адресу: Забайкальский край, г.Чита, по улице Байкальская,  размещена рекламная перетяжка, содержащая информацию следующего содержания: «АВТОЛОМБАРД ЦАРСКИЙ тел.: …… ул. ……».

Определением от 12 марта 2019 года  Забайкальским УФАС России возбуждено дело № 9 в отношении ООО «Автоломбард Царский».

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Указание организационно-правовой формы общества, равно как и условия выдачи займа в рассматриваемой рекламе, расположены горизонтально, по нижней стороне полотна, на протяжении всей его длины, и выполнены мелким шрифтом, значительно отличающимся по размеру от прочего текста рекламы. Учитывая способ размещения рекламы - на рекламной конструкции (перетяжке), установленной над проезжей частью дороги, необходимо отметить, что её потребителями являются также участники дорожного движения, следовательно, она направлена на импульсивное восприятие (относительно быстрое и четкое осознание предлагаемой информации, а также ее понимание и уяснение без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания). За счет перечисленных фактов, организационно-правовая форма автоломбарда, обязательная к размещению в данном типе рекламных материалов, и условия займа,  не доступны к прочтению.

Распространенная обществом реклама финансовой услуги по предоставлению денежного займа направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, при этом существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Ответственность за нарушение частей 1,3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем в рассматриваемом случае является ООО «Автоломбард Царский», в интересах которого распространялась вышеуказанная реклама.

Решение по делу вынесено 08.04.2019, в настоящее время материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения административного производства.

Контроль в сфере  закупок товаров, работ, услуг  для обеспечения  государственных и муниципальных нужд

В  1 квартале 2019 года в Забайкальское УФАС России поступило   64 жалобы участников закупок. 12 жалобы  возвращено  заявителям, т.к. они не соответствовали требованиям Закона о контрактной системе. 11  жалоб признано обоснованными   -  40 признаны необоснованными. Остальные жалобы переданы по подведомственности для рассмотрения ФАС России.

Рассмотрено 22  заявления о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков  РНП пополнился 6 записями.

К административной ответственности привлечено  33  должностных и юридических лиц, наложен штраф в размере 439 тыс.рублей. В 1 квартале взыскано 516 325 рублей.

Федеральным законом от 1 апреля 2019 г. N 50-ФЗ уточнены положения 44-ФЗ.

В частности, согласно новой ч. 1.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ вводится запрет передавать органам контроля, перечисленным в ч. 1 указанной статьи, полномочия в сфере централизации закупок в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ. Это ограничение не распространяется на органы контроля, осуществляющие указанные полномочия в соответствии с ч.ч. 2 и 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, а также на органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

При этом если на указанные органы контроля и органы местного самоуправления возложены полномочия в сфере централизации закупок, не допускается возложение на одно должностное лицо такого органа обязанностей по осуществлению полномочий на планирование закупок, определение контрагентов, заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приемку, обеспечение оплаты, и обязанностей по осуществлению контроля в отношении таких закупок.

Предусматривается также возможность передачи полномочий на осуществление контроля органами местного самоуправления муниципального района и городского округа органам исполнительной власти субъектов Федерации.

Кроме этого, в соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ разработает порядок контроля в сфере закупок, который должен предусматривать, в частности:

- порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления результатов таких проверок;

- критерии отнесения субъекта контроля к определенной категории риска;

- порядок, сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов в сфере закупок;

- перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;

- порядок действий контрольных органов в сфере закупок, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний таких органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;

- порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в ЕИС при осуществлении контроля.

При этом Правительству РФ также необходимо будет утвердить порядок оценки эффективности деятельности органов контроля, предусматривающий:

- показатели контрольно-надзорной деятельности;

- механизм сбора информации о деятельности указанных органов контроля;

- порядок анализа показателей контрольно-надзорной деятельности и применения результатов указанного анализа.

Также действие положений Закона N 44-ФЗ, регулирующих мониторинг, аудит, контроль в сфере закупок, распространено на юридических лиц, которым в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 80 БК РФ предоставлены бюджетные инвестиции. Соответствующие поправки внесены в ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Указанные изменения вступают в силу 1 июля 2019 года.

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 50-ФЗ изменил правила обжалования действий заказчиков по Закону N 44-ФЗ

В ст. 105 Закона N 44-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 1 июля текущего года из числа лиц, пользующихся правом обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, исключаются осуществляющие общественный контроль общественные объединения и объединения юридических лиц.

Кроме этого, с указанной даты расширен перечень оснований для возвращения жалобы без рассмотрения подавшему ее лицу. Так, жалобу вернут участнику, информация о котором включена в РНП.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 г. N 293 определены правила оценки заявок участников закупки работ по строительству особо опасных объектов в соответствии с Законом N 44-ФЗ

В Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085, внесены соответствующие изменения.

В частности, в соответствии с новой редакцией абзаца 5 п. 11 Правил в случае закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений допускается установление в документации в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".

Кроме этого, новым п.п. 27.1 установлены показатели указанного критерия, среди которых:

- общая стоимость исполненных контрактов;

- общее количество исполненных контрактов;

- наибольшая цена одного из исполненных контрактов.

При этом определены группы объектов, по которым заказчики для оценки заявок по вышеперечисленным показателям вправе предусмотреть оценку опыта работы, связанного с предметом контрактов.

Также скорректированы предельные значения критериев оценки в случае закупки указанных видов работ. Так, минимальная значимость стоимостных критериев оценки определена равной 60%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40%.

Изменения вступили  в силу 5 апреля 2019 года.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2019 г. N 294 уточнены дополнительные требования к участникам, установленные на основании ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ

Правительство РФ внесло изменения в утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (далее - Приложение N 1) и Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием (далее - Приложение N 2).

Так, изменен порядок подтверждения участником закупки работ по строительству капитальных объектов, за исключением линейных объектов, опыта выполнения соответствующих работ, если НМЦК превышает 10 млн руб. (п. 2 Приложения N 1). В частности, в соответствии с изменениями, участнику необходимо будет представить хотя бы один контракт, исполненный в течение 3 лет до даты подачи заявки, стоимостью:

- не менее 50 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка, если НМЦК превышает 10 млн руб.;

- не менее 40 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка, если НМЦК превышает 100 млн руб.;

- не менее 30 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка, если НМЦК превышает 500 млн руб.;

- не менее 20 % НМЦК, на право заключить который проводится закупка, если НМЦК превышает 1 млрд руб.

Также в новых пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 Приложения N 1 определены требования к участникам в случае закупки работ по строительству линейного объекта, работ по строительству некапитального строения, благоустройству территории, работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если НМЦК превышает 10 млн руб.

Кроме этого, скорректировано условие о ценовом пороге, в соответствии с которым к участникам закупок путем проведения конкурсов с ограниченным участием применяются дополнительные требования согласно п. 5 Приложения N 2. Так, предусмотренные указанным пунктом дополнительные требования применяются к участникам в случае закупки, в частности, работ по строительству особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, в случае если НМЦК превышает 100 млн руб., независимо от того, для каких нужд осуществляется закупка - государственных или муниципальных.

Указанные изменения вступили  в силу с 2 апреля.

Определением ВС РФ от 21 марта 2019 г. N 305-ЭС18-25195 установлено, что заказчик обязан расторгнуть контракт по п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ даже если победитель попал в РНП после объявления итогов закупки.

Заказчик, в силу п. 1 ч. 15 ст. 95 N 44-ФЗ, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку в ходе его исполнения было установлено, что контрагент не соответствует требованиям документации о закупке. Сведения о победителе были включены в РНП уже после размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. То есть, на момент подачи заявки и признания истца победителем электронного аукциона, он соответствовал требованиям, указанным в документации.

Поставщик обратился в суд с иском о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В обоснование своего требования истец указал, что принимая указанное решение заказчик не учел позицию ФАС России, согласно которой если в момент заключения контракта исполнитель перестал соответствовать требованиям документации о закупке, положения ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не могут применяться, при условии, что на момент подачи заявки участник закупки предоставил достоверную информацию о своем соответствии требованиям документации о закупке.

Между тем суды трех инстанций не согласились с доводами истца и отказали в удовлетворении иска, поскольку, по мнению судей, победитель закупки представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям документации о закупки, в связи с нахождением в РНП.

ВС РФ согласился с выводами судов, подтвердил правомерность отказа заказчика от исполнения контракта и отказал в передаче поданной исполнителем жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ.

Наверх