Доклад Забайкальского УФАС России в сфере контроля законодательства о торговле
24 мая 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад

 

Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле) определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

Статьей 9 Закона о торговле предусмотрены права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров.

Главой 3 Закона о торговле установлены антимонопольные правила, требования и запреты в сфере торговой деятельности, которые включают в себя:

- антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров (статья 13);

- ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов (статья 14);

- антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности (статья 15).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 данного Закона.

Следовательно, глава 3 Закона о торговле является составной частью антимонопольного законодательства.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 16 Закона о торговле государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 Закона о торговле, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вступление закона № 273-ФЗ в силу.

Законом № 273-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Изменения вступили в силу с 15.07.2016г. При этом статьей  3 Закона № 273-ФЗ были предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до дня вступления в силу ФЗ № 273-ФЗ, должны были быть приведены в соответствие с изменениями Закона о торговле  до 1 января 2017 года.

Таким образом, условия договоров, связанных с реализацией положений Закона о торговле, заключенных до 15 июля 2016 года в соответствии с требованиями Закона о торговле, не будут противоречить законодательству и не потребуют внесения изменений до 1 января 2017 года. Договоры, заключаемые с 15 июля 2016 года должны будут соответствовать Закону о торговле в редакции Закона № 273-ФЗ.

С 1 января 2017 года условия договоров, которые противоречат редакции Закона № 273-ФЗ применяться не могут, поскольку признаны утратившими силу. Положения договоров, которые входят в противоречие с новой редакцией Закона о торговле не могут регулировать отношения сторон договора и являются нарушением законодательства в сфере торговой деятельности.

Действие Закона по кругу лиц.

Статья 1 Закона о торговле дополнена частью 6, предусматривающей, что установленные главой 3 Закона о торговле антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Понятие группы лиц и признаки, по которым лица входят в указанную группу определены статьей 9 Закона о защите конкуренции.

Введение указанного положения означает, что антимонопольный орган может признавать нарушение антимонопольного законодательства в соответствии с главой 3 Закона о торговле в отношении действий хозяйствующих субъектов в составе их группы лиц.

Понятие «торговая сеть».

В редакции Закона о торговле дано новое понятие торговой сети.

Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Законом о защите конкуренции, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Ранее понятие торговой сети предполагало совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Таким образом, понятие торговой сети приведено в соответствие с понятийным аппаратом Закона о защите конкуренции.

Услуги по продвижению товаров.

В новой редакции Закона о торговле определено понятие услуг по продвижению товаров, к которым относятся услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.

Следует обратить внимание на то, что перечень относящихся к таким услугам конкретных видов услуг не ограничен данным понятием, поскольку к ним могут относиться услуги путем осуществления иной деятельности, направленной на продвижение товаров.

Это означает, что перечень таких услуг является открытым и к иным подобным услугам могут быть отнесены услуги сходные по своей сути с услугами по подготовке товара, обработке, упаковке этих товаров, услугам по продвижению товаров, в том числе путем рекламирования продовольственных товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.

Доступ к информации об условиях отбора контрагентов.

В новой редакции части 1 статьи 9 закона о торговле предусмотрено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет».

В свою очередь часть 2 статьи 9 Закона о торговле предусматривает, что хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Следует обратить внимание, что в новой редакции указанных положений предусмотрено предоставление доступа к информации о порядке отбора контрагентов и о существенных условиях договоров поставки только путем размещения информации на сайте хозяйствующего субъекта в сети Интернет.

Из указанных положений исключена альтернативная возможность предоставления такой информации в виде ответа безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Совокупный размер вознаграждения.

Частью 4 статьи 9 Закона о торговле в новой редакции предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаром. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, норма содержит две составляющие:

- вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров;

- плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров.

Так, вознаграждение может быть включено в договор поставки и может исчисляться в процентах от цены приобретенных продовольственных товаров.

Согласно части 12 статьи 9 Закона о торговле включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров действий, связанных с оказанием услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается. Таким образом, плата за оказание услуг может быть включена в договор возмездного оказания услуг и определяется не в процентном выражении, а в фиксированной стоимости.

Так, в случае, если каждая конкретная услуга по продвижению товаров, логистическая услуга, услуга по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иная подобная услуга, оказываемые торговой сетью поставщикам в целях продвижения поставляемых продовольственных товаров (далее — услуги по продвижению товаров), являются идентичными для всех поставщиков, то есть имеют одинаковое содержание и объем действий, при оказании разным поставщикам услуги по продвижению товаров торговая сеть будет нести равные затраты. Установление торговой сетью цены договора оказания услуг по продвижению товаров в процентах от товарооборота (объема приобретенных торговой сетью у поставщика продовольственных товаров в денежном выражении за определенный период времени) будет приводить к установлению различных цен на одну и ту же услугу для разных поставщиков торговой сети и будет рассматриваться антимонопольным органом в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Расширение статьи 9 Закона о торговле.

Закон № 273-ФЗ дополнил частью 13 статью 9 Закона о торговле, в соответствии с которой хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1) взимание платы либо внесение платы за право поставок продовольственных товаров в функционирующие или открываемые торговые объекты;

2) взимание платы либо внесение платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

3) возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

4) возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров.

При установлении антимонопольным органом нарушений запретов поименованных в части 13 статьи 9 Закона о торговле, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) без проведения расследования по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Приведение статьи 13 Закона о торговле в соответствие с основными положениями антимонопольного регулирования.

Законом № 273-ФЗ уточнены антимонопольные требования, предусмотренные статьей 13 Закона о торговле. Внесенные в этой части изменения предполагают установление четких требований к участникам рынка и направлены на борьбу со складывающейся негативной практикой создания дискриминационных условий. Следует отметить, что данные изменения направлены на приведение норм, устанавливающих антимонопольные правила в сфере торговой деятельности, в соответствие с правовыми основами и принципами антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

  1. создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции»;
  2. создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
  3. нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
  4. навязывать контрагенту:

а) условия о запрете на заключение договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б)     условия об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на более выгодных условиях, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в)    условия о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г)   условия о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

д)  условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации;

е)  иные условия, не относящиеся к предмету договора и (или) содержащие существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» настоящего пункта;

5) заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор, но которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнять (реализовывать) такие договоры.

Соответственно часть 2 статьи 13 Закона о торговле предусматривает, что хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 3 статьи 13 (за исключением действий, указанных в пункте 4 части 1 настоящей статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции».

Таким образом, все разъяснения ФАС России, подготовленные в рамках применения статьи 10 Закона о защите конкуренции, могут быть применимы к положениям статьи 13 Закона о торговле с учетом особенностей субъектного состава статьи 13 Закона о торговле.

В связи с внесением Законом № 273-ФЗ изменений в КоАП ФАС России обращает внимание на следующее.

С целью обеспечения реализации и применения требований Закона о торговле статьями 14.40 - 14.42 КоАП  предусмотрена ответственность за нарушение антимонопольных правил и требований, установленных законом, при осуществлении торговой деятельности.

Законом № 273-ФЗ внесены изменения в диспозиции соответствующих статей КоАП, которыми предусмотрены запреты и административная ответственность не только за включение запрещенных условий в положения договоров, но и за исполнение (реализацию) таких условий.

Основаниями для привлечения лиц к административной ответственности по статьям 14.40 - 14.42 КоАП являются нарушения при осуществлении хозяйствующими субъектами торговой деятельности антимонопольных правил (статья 14.40), требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров (статья 14.41) и требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров (статья 14.42), установленных Законом о торговле.

В соответствии с частью 1 статьи 23.48 КоАП федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьями 14.40 - 14.42 КоАП.

Порядок и сроки привлечения лиц к административной ответственности по указанным статьям установлены положениями КоАП.

В соответствии с частью I статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об основах государственного регулирования торговой деятельности и за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП. начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 данного Закона.

Статья 13 главы 3 Закона о торговле устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров

Следовательно, указанное положение Закона о торговле является составной частью антимонопольного законодательства, ответственность за нарушение которых установлена статьей 14.40 КоАП.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП установлено, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Таким образом, дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.40 КоАП, возбуждаются с момента вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что за совершение запрещенных действий, перечисленных в статье 14.40 КоАП, хозяйствующие субъекты могут быть привлечены к административной ответственности с учетом сроков данности, установленных частью I статьи 4.5 КоАП, т.е. в течение одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении в течение 1 года с момента его обнаружения.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.40 КоАП, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

За нарушение иных положений Закона о торговле (в том числе за нарушение статьи 9) предусмотрена ответственность по статьям 14.41 и 14.42 КоАП.

Сроки давности привлечения к административной ответственности по статьям 14.41-14.42 КоАП определяются в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП — в течение года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся – со дня обнаружения.

В данном случае согласно части 1 статьи 28.1 КоАП поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

- непосредственное обнаружение должностными липами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Следовательно, за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.41 и 14.42 КоАП, дело об административном правонарушении возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о совершении административного правонарушения в сфере законодательства о торговле (без проведения расследования по делу о нарушении антимонопольного законодательства).

Таким образом, в рамках предоставленных полномочий антимонопольный орган в случае выявления признаков нарушения:

- статей 13 и 15 Закона о торговле - возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства (по признакам нарушения статей 13, 15 Закона о торговле) в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции, с правом выдачи соответствующих предписаний;

- статьи 14 Закона о торговле - обращается в суд с требованием о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки;

- статьи 9 Закона о торговле - возбуждает дела об административных правонарушениях.

В соответствии с планом проверок хозяйствующих субъектов на 2017 год Забайкальским УФАС России проведены пять плановых выездных проверок торговых сетей и хозяйствующих субъектов – поставщиков продовольственных товаров, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства и норм Закона о торговле в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ.

В ходе проведения плановых проверок в действиях четырех торговых сетей установлены признаки нарушения части 2 статьи 9 Закон о торговле в части неисполнения обязанности по обеспечению доступа хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

По результатам рассмотрения административного производства хозяйствующие субъекты признаны нарушившими часть 2 статьи 14.41 КоАП РФ (неразмещение информации на сайте в нарушение части 2 статьи 9  Закона о торговле). В соответствии со  статьей 4.1.1 КоАП РФ хозяйствующим субъектам постановлениями вынесены предупреждения.

По поручению ФАС России Забайкальским УФАС России проведены внеплановые выездные проверки пяти наиболее крупных торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и нормам Закона о торговле в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ и Закона о защите конкуренции. Проверено 254 договора.

По представленной информации установлено следующее:

- продолжительность сотрудничества производителей продуктов и питания с торговыми сетями составляет от нескольких месяцев до нескольких лет;

- все договоры приведены в соответствии с Законом о торговле;

- дополнительные договоры возмездного оказания услуг не заключались;

- договорные отношения регулируются участниками путем заключения дополнительных соглашений и подписанием протоколов разногласий;

- у производителей и оптовых продавцов есть возможность отказа в заключении договора с торговыми сетями;

- размер вознаграждения соответствует требованиям закона и составляет не более 5 %;

- практика взаимодействия товаропроизводителей и оптовых продавцов с сетями не изменилась после принятия новой редакции Закона о торговле;

- по информации товаропроизводителей и оптовых продавцов на территории региона органами власти не создаются преференциальные условия для местных производителей и оптовых поставщиков и барьеры для поставщиков из других регионов, все участники работают на равных условиях.

По результатам проведенных проверок первого этапа в действиях данных торговых сетей признаков нарушения Закона о защите конкуренции и Закона о торговле не установлено.

Учитывая, большое количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию продовольственных товаров на территории города Читы и Забайкальского края, по полученным Управлением сведениям, проверяемые торговые сети не занимают доминирующего положения.

Кроме того, на основании поручения ФАС России Управлением проведен второй этап документарных проверок (в виде направления запросов) шести более мелких муниципальных торговых сетей, реализующих продовольственные товары на территории городского округа «Город Чита», Краснокаменского, Петровск-Забайкальского и Агинского муниципальных районов края.

По результатам проведенного анализа договоров, протоколов разногласий, дополнительных соглашений на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и нормам Закона о торговле, в действиях четырех муниципальных торговых сетей установлены признаки  нарушения части 1 статьи 9 Закона о торговле.

По результатам рассмотрения административного производства  хозяйствующие субъекты признаны нарушившими часть 2 статьи 14.41 КоАП РФ  (неразмещение информации на сайте в нарушение части 1 статьи 9  Закона о торговле). В соответствии со  статьей 4.1.1 КоАП РФ хозяйствующим субъектам вынесены предупреждения.

Из практики применения Закона о торговле.

В Забайкальское УФАС России обратилась одна из крупных торговых сетей края с просьбой разъяснить содержится ли в письме поставщика о предоставлении 20% полочного пространства в холодильном оборудовании для выкладки принадлежащей им торговой продукции в торговой сети заявителя, либо в объеме соразмерном с другими производителями аналогичного товара, в соответствии с положениями стратегии развития региона в рамках I регионального форума бизнеса и власти «Инвестируй в Забайкалье», признаков нарушения требований антимонопольного законодательства и норм Закона о торговле.   

Положения стратегии развития региона в рамках I регионального форума бизнеса и власти «Инвестируй в Забайкалье»Вышеуказанную позицию поставщик обосновывает озвученными губернатором Забайкальского края Ждановой Н.Н.,  проходившего 25-26 января 2018 года.

По итогам рассмотрения обращения поставщика, в части соблюдения Закона о защите конкуренции и Закона о торговле, Забайкальское УФАС России поясняет следующее.

Само письмо ЗАО «Читинские ключи» не содержит фактов о признаках нарушений антимонопольного законодательства, однако вызывает ряд вопросов, которые при известном стечении обстоятельств и представлении дополнительных документов могут к ним привести.

Например, ссылка в письме на тематику регионального форума «Инвестируй в Забайкалье», если она подкреплена письмами, либо конкретными указаниями различным хозяйствующим субъектам от местных властей, то  данная ситуация будет квалифицирована Управлением, как нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Или, например, поставщик просит торговую сеть предоставить 20% полочного пространства для выкладки своей продукции (почему не 10% или 25%), а если у торговой сети 6-8-10 поставщиков аналогичной продукции и торговая сеть отдает 20% заявителю-поставщику - это уже будет дискриминационный шаг со стороны торговой сети для других поставщиков, что содержится в запретах части 1 статьи 13 Закона о торговле.

А вот фраза «либо в объеме соразмерном с другими производителями аналогичного товара»» в принципе соответствует Закону о защите конкуренции.

Для хозяйствующих субъектов, ведущих торговую деятельность посредством организации торговой сети, частью 1 статьи 9 Закона о торговле предусмотрена обязанность обеспечить хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации, содержащей условия отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и также о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в Интернете.

Нас порадовала в обращении торговой сети заинтересованность в развитии продукции местных производителей и шаги, осуществляемые для широкого обсуждения и разрешения давних проблем в этой сфере.

Управление приветствует создание площадки, на которой через диалог руководителей различных торговых сетей и товаропроизводителей состоится поиск взаимовыгодных и применимых как для сетей, производителей так и потребителей условий, будут разрешаться имеющиеся преграды.

Никакого «командования» этим процессом ни со стороны власти, ни со стороны крупных игроков на рынке не должно быть.

Наверх