Доклад об основных направлениях и результатах деятельности Забайкальского УФАС России за 2021 год.
23 ноября 2021, 14:50
Тип документа:
Доклады

I. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

В Забайкальское УФАС России поступило заявлений в количестве – 268 единиц. Из общего числа указанных материалов:

 - отказано в рассмотрении дела по признакам нарушения Закона о защите конкуренции (признаков нарушения законодательства не выявлено) или перенаправлено по подведомственности в иные органы согласно компетенции – 94;

- оставлено без рассмотрения, либо возвращены в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции – 60;

- находится в стадии рассмотрения дела или заявления – 44;

- вынесено решений по делам, включая по жалобам, поданным в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а также включая выданных предупреждений по итогам рассмотрения – 26;

по ст. 9.21. КоАП РФ – 44 заявления, из них оснований к привлечению к административной ответственности не выявлено в 21 случае, вынесено постановлений или находятся в стадии рассмотрения -23.

 

Наиболее яркими примерами дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства являются следующие дела.

 

По признакам нарушения статьи  10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон о защите конкуренции):

1. Дело  №075/01/10-480/2020 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Олерон (далее – ООО «Олерон+») по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10  Закон о защите конкуренции, выразившегося в  нарушении порядка ценообразования.

Дело возбуждалось в связи с   поступившими обращениями  Администрации сельского поселения «Улетовское» Улетовского района, а также  коллективных жалоб жителей городского поселения «Нерчинское» муниципального района «Нерчинский район» на действия ООО «Олерон+» по расчету платы за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - обращение с ТКО).

Согласно предоставленной информации Администрацией сельского поселения «Улетовское» жителям с. Бальзой и с.Улеты АО «Читаэнергосбыт» направлены квитанции об оплате услуг ООО «Олерон+» по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января по март 2020 года до 10.04.2020, фактический вывоз ТКО начался в конце февраля и марте 2020 года. Выставленные счета жителям с. Бальзой и с. Улеты не совпадают с указанным в них количеством проживающих и/или типом домов. 

По информации, представленной в коллективных жалобах жителей городского поселения «Нерчинское», во второй половине апреля 2020 года жителям г. Нерчинска стали поступать квитанции от регионального оператора ООО «Олерон+» за вывоз твердых коммунальных отходов за январь, февраль, март  2020 года. Фактические услуги региональный оператор в течение января-апреля 2020 года населению не оказывал, вывоз мусора не осуществлялся.

ООО «Олерон+»  занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО на территории сельских поселений «Бальзой» и «Улеты», а также городского поселения «Нерчинское».

Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 14 августа 2019 г. N 173-НПА "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края", а также Приказом от 20 декабря 2019 г. N 611-НПА "Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Олерон+", осуществляющего деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Забайкальского края, на 2020 год" установлен норматив накопления ТКО  и тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В ходе рассмотрения дела  Комиссия пришла  к следующим выводам:

Между АО «Читаэнергосбыт» и ООО «Олерон+» заключен Агенсткий договор  от 25 марта 2020 года на ведение лицевых счетов потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО. Действие Агентского договора по взаимному согласию сторон прекращено с 01.09.2020 г.

Согласно представленной ООО «Олерон+» информации региональный оператор обладал информацией о выставленых жителям г. Нерчинска Нерчинского района, с. Бальзой и с. Улеты Улетовского района АО «Читаэнергосбыт» (согласно агентскому договору) счетов об оплате услуги за обращение с ТКО за периоды, когда фактически вывоз мусора не производился.

Сторнирование начислений по лицевым счетам за период, когда вывоз мусора не осуществлялся по сельскому поселению «Бальзой» Улетовского района было произведено только в сентябре 2020 года (корректировка начислений от 18.09.2020 №0000 – 011905);

Перерасчет задолженностей по лицевым счетам жителей частного сектора с. Улеты Улетовского района,  ООО «Олерон+», производился в большинстве случаев по каждому отдельному счету. Также в базе данных наблюдается единая корректировка №0000-001041, которая была произведена уже в 2021 году, а именно 13.01.2021г. Данной операцией вычитались ошибочно начисленные АО «Читаэнергосбыт»(согласно агентскому договору) суммы в л/с, не совпадающие с установленным тарифами.

При анализе базы данных от 21.01.2021 по с. Улеты и г. Нерчинску были обнаружены лицевые счета, в которых перерасчет ошибочно начисленных сумм так и не произведен. Данные л/с принадлежат жителям домов блокированной застройки, и их тариф был изменен после того, как им было направлено письмо от Государственной инспекции Забайкальского края от 06 июля 2020 г. № 8 – 6035. Однако, письмо было направлено в адрес регионального оператора в июле 2020 года, а тариф 54,65 руб. начал применятся, согласно базе данных, с мая 2020 года.

Зафиксирован случай нарушения сроков исполнения перерасчета по заявлению граждан , когда корректировка была выполнена на 4 месяца позже установленного в рамках агентского договора между ООО «Олерон+» и АО «Читаэнергосбыт».     

 По результатам рассмотрения дела  ООО «Олерон+» признано   нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции в части нарушения порядка ценообразования,  путем начисления платежей в 2020 году за услугу по обращению с ТКО, не соответствующих установленному тарифу жителям г. Нерчинск Нерчинского района и с. Улеты Улетовского района, а также за периоды, когда услуга не оказывалась жителям г. Нерчинск Нерчинского района, с. Бальзой и с. Улеты Улетовского района.

ООО «Олерон+» выдано  предписание произвести перерасчет жителям с. Улеты и г. Нерчинска по необоснованным начислениям для устранения нарушения. Предписание исполнено. Общество  привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, на юридическое лицо наложен административный штраф в размере 150 тысяч, на должностное 15 тысяч рублей. Штрафы оплачены. 

 

2. Дело № 075/01/10-151/2021 в отношении Акционерного общества «Аэропорт Чита» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении  экономически необоснованных тарифов на доставку пассажиров к/от ВС, обеспечение бортпитания, доставку экипажа, подачу электроэнергии, обеспечение приема и выпуска воздушного судна, кондиционирование воздушного судна, очистку от снега и льда воздушного судна, обеспечение воздушного запуска авиадвигателей, предоставление специальных технических и транспортных средств воздушного судна, транспортировку аккумуляторных батарей/

АО «Аэропорт Чита» занимает доминирующее положение как единственный хозяйствующий субъект  в аэропорту г. Читы на рынке вышеуказанных услуг, занимает 100% доли рынка в границах аэродрома городского округа «Город Чита».

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10).

В соответствии со ст. 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами

Увеличение тарифов на услуги по доставке пассажиров к/от ВС, обеспечению бортпитания, доставке экипажа, подаче электроэнергии, обеспечению приема и выпуска воздушного судна, очистке от снега и льда воздушного судна, обеспечению воздушного запуска авиадвигателей, предоставлению специальных технических и транспортных средств воздушного судна содержат признаки экономически необоснованного увеличения тарифов на наземное обслуживание воздушных судов, а именно услуги по доставке пассажиров к/от ВС, обеспечению бортпитания, доставке экипажа, подаче электроэнергии, обеспечению приема и выпуска воздушного судна, очистке от снега и льда воздушного судна, обеспечению воздушного запуска авиадвигателей, предоставлению специальных технических и транспортных средств воздушного судна. Поскольку данное увеличение может привести к увеличению расходов авиакомпаний, осуществляющих перелеты на внутренних и международных линиях, как потребителей данных услуг.

 В ходе рассмотрения дела вынесено  заключение об обстоятельствах дела. В соответствии с частью 5 статьи 48 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В Арбитражном суде Забайкальского края рассматривается дело № А78-2641/2021 о признании незаконным решения Забайкальского УФАС России от 28.12.2020 № 03-14-8010 по аналогичному делу в отношении АО «Аэропорт Чита» по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части злоупотребления доминирующем положением и установления экономически необоснованного тарифа на услуги заправкой питьевой воды, внутренней уборки ВС и уборки санузлов. В этой связи Комиссией  принято решение о приостановлении рассмотрения дела в отношении АО «Аэропорт Чита» на период рассмотрения дела № А78-2641/2021 Арбитражным судом Забайкальского края.

3. Дело  № 075/01/10-493/2021    в отношении Акционерного  общества  "Забайкальская топливно-энергетическая компания" по признакам нарушения  пунктов 3,5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,   в части  отказа ГСУСО «Яснинский»  в предоставлении услуг покупки холодной воды под самовывоз (услуга водоснабжение (отпуск воды с водоразборных колонок)  (пункт 5  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), и тем самым понуждая ГСУСО «Яснинский»  к заключению договора  на поставку воды автотранспортом (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции) результатом чего является недопущение, ограничение, устранение конкуренции в отношении  ГСУСО «Яснинский» на рынке подвоза воды автотранспортом. 

Дело возбуждено в связи с неисполнением  АО «ЗабТЭК» предупреждения в установленный срок.

Предупреждение выдано  по результатам рассмотрения заявления ГСУСО пансионат «Яснинский»  в части  отказа для ГСУСО «Яснинский»  в предоставлении услуг покупки холодной воды под самовывоз.

Дело находится в стадии рассмотрения.

 

По ранее рассмотренным делам: 

- № 075/01/10-25/2020 по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании невыгодных условий по договору теплоснабжения МБУ ДО «Детская школа искусств» (не исполнено предупреждение), в отношении ООО «Забайкальский тепловик»;

- № 075/01/10-56/2020 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в увеличении тарифа на услуги теплоснабжения (монопольно высокая цена) для ГАУЗ «Краевая больница №4», в отношении ООО «Забайкальский тепловик»;

- дело № 075/01/10-452/2020 в отношении ООО «Авангард Плюс» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в увеличении тарифа на услуги теплоснабжения (монопольно высокая цена) для МУ Редакция газеты «Заря» на территории Газимуро-Заводского района,

Хозяйствующие субъекты  ООО «Забайкальский тепловик» и ООО «Авангард Плюс» и их должностные лица привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ. При обжаловании постановлений о наложении административных штрафов в судебном порядке, в заявленных требованиях отказано. 

 

Примеры правоприменительной практики  Управления по статье 16 Закона о защите конкуренции (запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, … иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций …) :

1. В Забайкальское УФАС России (далее - Управление) поступили сведения из Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе и Прокуратуры Забайкальского края относительно ряда заключенных Администрацией МР «Читинский район» (далее - администрация) государственных и муниципальных контрактов.

Ввиду обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства, Управлением определением от 26.08.2020 года возбуждено дело № 075/01/16-536/2020  о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного на основании приказа  от 26 августа 2020 года № 123 о возбуждении дела № 075/01/16-536/2020 в отношении  Администрации МР «Читинский район», ООО «Ника» по признакам нарушения пункта 4  статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в сговоре заказчика и исполнителя (подрядчика), при проведении электронного аукциона.

В результате рассмотрения дела, среди прочего, был установлен ряд обстоятельств.

В поступивших материалах из Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе и Прокуратуры Забайкальского края относительно ряда заключенных Администрацией МР «Читинский район» (далее - администрация) государственных и муниципальных контрактов, указано, что 22.07.2019 от директора спортивно оздоровительного лагеря «Спортландия» в адрес администрации поступило письмо с просьбой расчистить подъездные пути к оздоровительному лагерю, по причине угрозы жизни и здоровью детей, находящихся в лагере.

02.09.2019 глава администрации направил официальное письмо в адрес ООО «Ника» согласно которому Администрация гарантирует оплату за выполнение работ при проведении комплекса ремонтно-восстановительных мероприятий к подъезду в оздоровительный лагерь «Спортландия» («Подъезд к ДОЛ Спортландия»), которые необходимо выполнить в целях ликвидации угрозы жизни и здоровья участников дорожного движения в связи с аварийным состоянием автомобильной дороги общего пользования местного значения.

Согласно материалам дела, работы по текущему ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд к ДОЛ Спортландия» были выполнены в период с 01.09.2019 по 08.10.2019 на основании гарантийного письма администрации от 02.09.2019.

06.09.2019 главой администрации издается постановление № 2590 «Об определении зон действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района Читинский район», в которое включается автомобильная дорога к спортивному лагерю.

Из данного постановления следует, что границы зоны действия режима функционирования ЧС, определены в соответствии со сложившейся паводковой обстановкой на территории Читинского района, обусловленной ливневыми дождями, поднятием уровня рек Читинского района, подтоплением домов и приусадебных участков в населенных пунктах района, повреждением домов, мостов и дорог  на территории района в июле 2018 года, и на основании представления Прокуратуры Читинского района от 26.10.2018 № ВПХ-5429-2018.

15.11.2019 глава администрации издает распоряжение № 974-р согласно которому на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», необходимо осуществить закупку по ремонту автомобильной дороги к спортивному лагерю с единственным подрядчиком.

21.11.2019 между администрацией и ООО «Ника» без проведения конкурсной процедуры заключается муниципальный контракт от 21.11.2019. Срок выполнения работ, согласно разделу 4 контракта – не позднее 25.12.2019. Срок действия контракта со дня подписания и до 31.12.2019.

Из акта о приемке выполненных работ, опубликованном на сайте ЕИС, расположенном в сети «Интернет», по адресу: «https://zakupki.gov.ru», следует, что отчетный период работ по текущему ремонту участка автомобильной дороги общего пользования местного значения «Подъезд» к ДОЛ «Спортландия» - с 21.11.2019 по 22.11.2019, дата составления акта – 22.11.2019.

В соответствии с вышеуказанным контрактом, он заключен на основании Постановления администрации МР «Читинский район» «Об определении границ зон действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях  муниципального района «Читинский район» от 06.09.2019 года. Данное постановление указывается в муниципальном контракте от 21.11.2019 № 46 одним из оснований его заключения, поскольку контракт заключается в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Основания для заключения контракта у единственного поставщика в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. В иных случаях заказчик обязан предвидеть необходимость поставки товара, предоставления услуг и, соответственно, запланировать подобные нужды.

Учитывая последовательность действий Администрации, предшествовавших изданию рассматриваемого постановления № 2590 от 06.09.2020 по фактическому началу выполнения работ – с 02.09.2019, и наличия в техническом задании к муниципальному контракту цели - восстановление эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при отсутствия в нем указания на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, следует сделать вывод об отсутствии наличия реальных обстоятельств непреодолимой силы,  указывающих не необходимость проведения работ, носящих стихийный характер - одномоментно, все действия были планируемы администрацией заблаговременно.

ООО «Ника», не согласившись с выводами Управления, обратилось в Арбитражный суд Забайкальского каря с заявлением о признании недействительным решения Комиссии Забайкальского УФАС России по делу № 075/01/16-536/2020 от 04 марта 2021 года в части признания ООО «Ника» нарушившим п. 4 ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции», исключении ООО «Ника» из числа лиц, признанными нарушившими п. 4 ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

Однако требования общества по итогам рассмотрения дела судом, не удовлетворены, Арбитражный суд Забайкальского края отказал ООО «Ника» в требовании о признании недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю №075/01/16-536/2020 от 04.03.2021.

 

2. В Забайкальское УФАС России поступили материалы проверки Прокуратуры Карымского района (далее - Прокуратура) целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство здания детского сада в п.Карымское в рамках реализации национального проекта.

Прокуратурой, среди прочего, рассматривался вопрос законности предоставления земельного участка под строительство вышеуказанного объекта.

Ввиду обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства, Управлением определением от 26.06.2020 года дело № 075/01/16-377/2020 на основании Приказа Управления от 26.06.2020 №82 было возбуждено в отношении  Администрации ГП «Карымское», ООО «Маяк», ИП Абаджян Ж.А. и назначено к рассмотрению. В ходе рассмотрения дела по мере установления обстоятельств, Управлением также в качестве ответчиков были привлечены к рассмотрению дела Комитет образования администрации муниципального района «Карымский район» (далее - Комитет образования администрации МР «Карымский район»; ИНН 7508002314), Комитет по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности администрации муниципального района «Карымский район» (далее – Комитет по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности администрации МР «Карымский район»; ИНН 7508006132), Министерство образования и науки Забайкальского края (далее – Министерство; Министерство науки и образования ЗК; ИНН 7536095430).

Среди прочего, в результате рассмотрения дела было установлено следующее.

18.06.2019 в администрации городского поселения «Карымское» (далее - Администрация) зарегистрировано заявление заведующей МДОУ «Малыш» о разделе земельного участка, на котором находится здание детского сада «Малыш», с сохранением исходного в изменённых границах по адресу п.Карымское, ул. Лесная, 16 с видом разрешённого:, использования - строительство здания для детей с 1,5 до 3 лет в составе дошкольной организации.                                                                

После утверждения схемы и проведения кадастровых работ на кадастровый учёт поставлен земельный участок с кадастровым номером ……252 площадью 6403 кв.м. Вместе с тем, существующее здание детского сада «Малыш» осталось расположенным на земельном участке (существовавшее до разделения как единое) с кадастровым номером ……6:17.

На основании заявления заведующей МДОУ «Малыш» 01.07.2019 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером …..:252.

Администрацией ГП «Карымское» представлены письменные пояснения, согласно которым муниципальный контракт был заключен с Администрацией муниципального района «Карымский район». Договор аренды от 06.08.2019 года был заключен согласно информации размещенной на официальном сайте (стенде холла) администрации ГП «Карымское» от 05.07.2019 года, по обращению Комитета образования администрации муниципального района «Карымский район» от 05.07.2019 года.

05.07.2019 администрация городского поселения «Карымское» размещено на сайте http://www.karymskoe.ru в разделе «градостроительная деятельность» объявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ……:252 для строительства здания для детей от 1,5 до 3 лет. В связи с поступлением единственной заявки 06.08.2019 администрацией   городского   поселения   «Карымское»   заключён   договор аренды  земельного  участка  с  кадастровым-номером   .э…:252   с обществом с ограниченной ответственностью «Маяк» в лице директора Абаджян Ж.А. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Забайкальскому краю 16.08.2019.

Соглашением от 11.11.2019 с согласия администрации ГП «Карымское» права и обязанности переданы от ООО «Маяк» индивидуальному предпринимателю Абаджян Ж.А. Данное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Забайкальскому краю 19.11.2019.

Соглашением от 04.02.2020 между администрацией городского поселения «Карымское» и ИП Абаджян Ж.А. договор аренды земельного участка прекращён. В государственный реестр недвижимости сведения о прекращении права аренды земельного участка ИП Абаджяна Ж.А. внесены 26.02.2020.

Право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером …..:252 зарегистрировано 19.03.2020.

Прокуратурой Карымского района установлено, что на основании передаточного акта от 17.12.2019 Комитетом по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности муниципального района «Карымский район» в лице председателя принято нежилое здание по адресу: Забайкальский край, Карымский район, п.Карымское, ул. Лесная, д. 16, стр.1, общей площадью 421,8 кв.м. с техническим паспортом на здание и на земельный участок, а также со свидетельством о государственной регистрации права Продавца на здание, справками об отсутствии задолженности по налогам и коммунальным платежам.

24-25 декабря 2019 года Продавцу произведена оплата по Контракту в размере 38 172 000 рублей.

Из материалов дела также следует, что Министерство образования и науки Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим подготовку документов, курирование и контроль выполнения мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках национального проекта «Демография», в том числе и за действиями в том числе и контроль за действиями Администрации МР «Карымский район» в рамках реализации данного проекта.

Согласно копии Соглашения, заключенного между Министерством образования и науки ЗК и Администрацией МР «Карымский район» от 29.07.2019, его предметом является предоставление из бюджета Забайкальского края в  2019-2021 годах бюджету МР «Карымский район» субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих      образовательную      деятельность      по образовательным программам дошкольного образования в соответствии с лимитами бюджетных обязательств доведенными Министерству как получателю  средств бюджета субъекта РФ  по кодам классификации расходов бюджетов РФ.

Министерством образования ЗК представлены копии писем, направленных главам муниципальных районов и ответы муниципального района «Карымский район». Так, согласно копии письма Министерства от 19.09.2018 Министерство в срок до 20.09.2018 просит глав муниципальных районов представить информацию о планируемых на период 2019-2021 годов мероприятиях по достижению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет путем строительства зданий (пристройки к зданию), приобретения (выкупа) зданий (пристройки к зданию) образовательных организаций.

В соответствии с письменными пояснениями Администрации МР «Карымский район», согласно п. 2 приложения № 14(2) к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» субсидии предоставляются в целях реализации региональных программ (региональных проектов), которые включают в себя мероприятия по модернизации инфраструктуры дошкольного образования (строительство зданий (пристроек к зданию), проектная документация в отношении которых разработана с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования из единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства), приобретению (выкупу) зданий (пристроек к зданию) и помещений дошкольных организаций, в том числе помещений, встроенных в жилые дома и встроенно-пристроенных (или пристроенных).

Таким образом, в соответствии с указанной программой администрации района можно было реализовать национальный проект в 2019 году двумя способами:

1.  Строительство здания детского сада, путем проведения конкурсных процедур на разработку проектно-сметной документации и определения подрядной организации на строительство здания.

2.  Приобретение (выкуп) зданий (пристроек к зданию) и помещений дошкольных организаций, в том числе помещений, встроенных в жилые дома и встроенно-пристроенных  (или пристроенных), путем проведения конкурсных процедур на покупку здания, приспособленного под детский сад.

Из Приложения № 1 к рассматриваемому соглашению, следует, что финансирование выделяется на следующее мероприятие «Создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования». Согласно приложениям к копии соглашения между указанными выше сторонами 29.07.2019, а именно Приложению № 2, в строке «Направление инвестирования (строительство, проектно-изыскательские работы, реконструкция, техническое перевооружение, приобретение)» указано – «Приобретение», наименование объекта капитального строительства – МДОУ «Детский сад Малыш», местонахождение – Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, 16.

В соответствии с разделом 4 Соглашения, Министерство образования и науки ЗК, среди прочего, обязуется:

- осуществлять контроль за соблюдением Муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных настоящим соглашением;

- осуществлять проверку документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета МР «Карымский район», на возмещение которых предоставляется субсидия;

- осуществлять мониторинг достижения значений  результатов регионального проекта, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 настоящего соглашения, на основании данных отчетности, предоставленной Субъектом.

Также согласно пункту 4.2 Министерство вправе запрашивать у Муниципалитета документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением Муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных Соглашением.

Из пункта 4.3.3. следует, что Муниципалитет обязуется обеспечивать достижение значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с приложением № 1 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемой частью. Пункт 4.3.7 гласит об обязанности Муниципалитета  выполнять иные обязательства, а именно в том числе пункт 4.3.7.3 – обеспечивать 24-часовое онлайн-видеонаблюдение с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» за объектами строительства, на софинансирование расходов которых направляется Субсидия.

Таким, образом, установлено, что Министерство образования и науки Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим подготовку документов, курирование и контроль выполнения мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках национального проекта «Демография», в том числе и за действиями в том числе и контроль за действиями Администрации МР «Карымский район» в рамках реализации данного проекта.

Заведомо зная о незавершенном строительстве здания, с учетом произошедшей цессии по переуступке прав и обязанностей на земельный участок на котором осуществлялось строительство вопреки положениям ч.3 ст.182 ГК РФ и ст. 39.6 ЗК РФ, было выдано незаконное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и проведен аукцион по приобретению (выкупу) данного объекта, как надлежащего, что было обусловлено необходимостью использования бюджетных средств до завершения финансового года, о чем Министерство образования и науки ЗК не могло не знать, о чем свидетельствует переписка между Комитетом образования администрации МР «Карымский район» и Министерством образования и науки ЗК, в том числе, по выполнению мероприятий по созданию дополнительных мест для детей от 1,5 до 3-х лет. Так, указано, что проведена работа по определению площадки для возможного строительства зданий для детей от 1,5 до 3 лет, принято окончательное решение по строительству пристройки при МДОУ «Детский сад «Малыш»  п. Карымское, находящегося по адресу: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, 16. Указано, что данное учреждение имеет достаточную площадь для  размещения всех объектов жизнедеятельности детского сада, на основании чего Комитет, просит Министерство, внести изменения в определение объекта в ранее заявленном строительстве пристройки при МДОУ «Детский сад «Улыбка» п. Карымское на вышеуказанный детский сад.

Таким, образом, Министерство образования и науки ЗК было осведомлено, о том, что здание, планируемое к приобретению, и лимиты именно на приобретение которого выделялись в рамках соглашения между Администрацией МР «Карымский район» и Министерством образования и науки ЗК, только будет построено в будущем и курировало Администрацию МР «Карымский район» на протяжении проведения всех работ.

Фактически приобретение Администрацией МР «Карымский район» рассматриваемого объекта недвижимости свершилось в обход необходимых закупочных процедур на выполнение работ по строительству соответствующего объекта и указанное Администрацией МР «Карымский район» не могло быть совершено без участия каждого из ответчиков по рассматриваемому делу, что подтверждается, как всеми материалами дела Управления, так  и материалами Прокуратуры Карымского района.

Решением по делу №075/01/16-377/2020 от 26.03.2021 Забайкальское УФАС России, которым Администрация ГП «Карымское», ООО «Маяк», ИП Абаджян Ж.А., Комитет образования администрации МР «Карымский район», Комитет по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности администрации МР «Карымский район», Министерство образования и науки ЗК признаны нарушившими пункт 4 статьи 16  Закона о защите конкуренции

Не согласившись с решением Управления, Муниципальное казенное учреждение «Комитет образования Администрации муниципального района «Карымский район» и Министерство образования и науки Забайкальского края обратились в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлениями о признании недействительным решения по делу № 075/01/16-377/2020 от 26 марта 2021 года в части признания заявителей нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции», об исключении заявителей из числа лиц, признанных нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции». Однако, 17.11.2021 Арбитражный суд Забайкальского края, установив, что стороны антиконкурентного соглашения осознавали результаты и последствия своих действий, стремились к единообразному воплощению и реализации согласованной схемы и фактически каждое законное само по себе действие способствовало достижению поставленной цели – освоению выделенной федеральной субсидии сторонами соглашения, что привело к незаконному результату, признало решение Забайкальского УФАС России законным и обоснованным, в удовлетворении требования заявителей отказано.

Таким образом,  правильность позиции антимонопольного органа при вынесении вышеуказанных решений, подтверждена судом, что в очередной раз служит напоминанием хозяйствующим субъектам о запрете заключения соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство.

 

II. . Контроль за соблюдением  законодательства о рекламе.

 

В 2021 году в Забайкальское УФАС России (далее - Управление) поступило в общей сложности 70 заявлений относительно нарушений Закона «О рекламе». 

Из них 35 было принято решение об отказе в рассмотрении заявлений, или перенаправлении по подведомственности в иные государственные органы. Три заявления перенаправлены по подведомственности в иные надзорные органы.  13 заявлений по настоящий момент находятся на рассмотрении, производится работа по установлению признаков нарушения законодательства о рекламе, посредством сбора доказательств.

Из указанных поступивших заявлений:

- 20 заявление содержали указание на признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона, это распространение рекламы по сетям электросвязи, без получения предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы;

- в 2 заявлениях присутствовали признаки нарушения общих требований к рекламе, статьи 5;

- в 2 заявлениях были указания на признаки нарушения законодательства в рекламе медицинских услуг – статья 24;

- в 2 заявлениях содержались указания на нарушения статьи 19 Закона о рекламе;

- остальные заявления содержали в себе различные признаки нарушения Закона о рекламе.

По итогам рассмотрения заявлений, в 2021 году были возбуждены дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Данные дела были возбуждены по результатам рассмотрения заявлений, поступивших и в конце 2020 года, то есть заявления, в результате рассмотрения которых были приняты решения о возбуждении дел, явились «переходящими», поступившими в Управление на рубеже перехода из 2020 в 2021 год.

Срок рассмотрения дел по рекламе с учетом сроков продления, составляет 3 месяца. После вынесения решений по делу, начинается процедура административного производства, которой предшествует направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

С 04.07.2016г. внесены изменения в КоАП РФ, которые, связаны с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства.

Положения Закона № 316-ФЗ предусматривают, что КоАП устанавливаются особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Для таких субъектов, их должностных лиц установлена обязанность замены штрафа, как административного наказания за впервые совершенное правонарушение, на предупреждение (часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ), с учетом определенных условий.

  • штрафа на предупреждение предусмотрена в том случае, если правонарушение совершено впервые и отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ).

 

Примеры правоприменительной практики Забайкальского УФАС России.

Обратимся к существу рассмотрения вопроса и обсудим наиболее яркие примеры дел по признакам нарушений законодательства о рекламе, рассмотренные Забайкальским УФАС России за прошедший период 2021 года.

1. Часть 1 статьи 28 Закона «О рекламе».

В Забайкальское УФАС России от Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю поступили материалы мониторинга телеканала  ЗабТВ по факту нарушения части 10.1 статьи 5 Федерального закона  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Комиссия установила, по результатам анализа записи эфира телеканала «ЗабТВ» выявлено, что 26.05.2021 в эфире телеканала размещалась реклама информационной продукции (спектакля Бурятского театра оперы и балета) без знаков информационной продукции.

В силу части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе, не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукцию.

Управлением установлено, что 26.05.2021 в эфире телеканала «ЗабТВ» размещалась реклама информационной продукции (спектакля Бурятского театра оперы и балета) без знаков информационной продукции. При выявлении данного факта ООО «Мега ТВ»  был произведён перемонтаж видеоролика и с 20 часов 18 минут 27 мая 2021 года в эфире демонстрировался ролик с указанием возрастной маркировки «0+» в левом верхнем углу экрана.

По результатам рассмотрения дела рассматриваемая реклама была признана ненадлежащей поскольку в ней нарушены требования части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Рекламораспространителем указанной рекламы является ООО «Мега ТВ» (ИНН 7536048857), Управлением проводится работа по привлечению указанного лица к административной ответственности.

 

Забайкальское УФАС России отмечает, что с 2020-2021гг. в рамках взаимодействия в адрес Управления поступили материалы отделения по Забайкальскому краю Сибирского главного управления Центрального Банка РФ (далее - Сибирское управление ЦБ РФ), указывающие на наличие признаков нарушения законодательства о рекламе в информации рекламного характера, размещенной в периодических печатных изданиях Забайкальского края.

 

2. Часть 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В адрес Управления поступили материалы Сибирского управления ЦБ РФ, указывающие на наличие признаков нарушения законодательства о рекламе. В выпусках печатного издания «Первомайские ведомости» размещена информация следующего содержания:

- 2020 г.: №44 (стр.9), №45 (стр.9), №46 (стр.5), №47 (стр.9), № 49 (стр.5), № 50 (стр.9), № 51 (стр.5), № 52 (стр.9) «Страхование ОСАГО, Тех. Осмотр без переплаты, без дополнительного страхования, все категории ТС, на любой срок, помощь при ДТП. Наш адрес: ул. Строителей, дом 3 (здание ЖКХ). Тел.: 8-914-140-30-67; 8-924-570-69-59»;

-  2021 г.: № 2 (стр.6), № 4 (стр.10), № 5 (стр.6), № 6 (стр.9), № 7 (стр.9), № 8 (стр.5) «Страхование ОСАГО, Тех. Осмотр без переплаты, без дополнительного страхования, все категории ТС, на любой срок, помощь при ДТП. Наш адрес: ул. Строителей, дом 3 (здание ЖКХ). Тел.: 8-914-140-30-67; 8-924-570-69-59».

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

По результатам рассмотрения дела, было принято решение о признании рассматриваемой рекламы ненадлежащей поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Из материалов дела следует, что рассматриваемая реклама была размещена в ограниченном количестве выпусков печатного издания и в настоящий момент не распространяется, ввиду чего необходимость в выдаче предписания отсутствовала.

В настоящее время ведется работа по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

Однако, после указанного дела  в выпусках №31 (869) от 03.08.2021 (стр.9), № 32 (870) от 10.08.2021 (стр.9) печатного издания «Первомайские ведомости» продолжилось распространение  ненадлежащей рекламы такого же содержания. 

По результатам рассмотрения материалов возбуждено дело № 075/05/28-542/2021 в отношении рекламодателя, рекламораспространителя по признакам нарушения части 1 статьи 28 ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

III. Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

За 11 месяцев 2021 года Забайкальским УФАС России рассмотрено 428 жалоб о нарушении Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее- Закон о контрактной системе).  22 процента жалоб признано обоснованными. Привлечено к административной ответственности 166 должностных  и юридических лиц.  Рассмотрено 118 заявлений о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков. В РНП находится 35 недобросовестных поставщика, включенных Забайкальским УФАС России

Проведено 41 внеплановая проверка, по результатам которых выявлены различные нарушения.

За 11 месяцев 2021 года  рассмотрено 62 жалобы на нарушение Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.  Должностные и юридические лица к административной ответственности не привлекались.

Рассмотрено 5 заявлений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Выдано 3 заключения о включении в РНП.

Наметилась тенденция упрощения  проведения процедур закупок для государственных и муниципальных нужд, сократились сроки закупки, изменился порядок и основания заключения контрактов по п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.

С 2022 вступает в силу новая редакция Закона о контрактной системе, которая упрощает процедуры определения поставщика, подрядчика. Изменяется порядок подачи жалоб и их рассмотрение.

При реализации Закона о контрактной системе нужно отметить значительное увеличение заявлений о включении сведения в Реестр недобросовестных поставщиков. С одной стороны, исполнители, поставщики безалаберно относятся к соблюдению условий контракта, но и заказчики не всегда исполняют свои обязательства и не только не способствуют выполнению, но и могут препятствовать.

В ходе рассмотрения сведений о включении в РНП  тщательно изучаются все причины и условия не соблюдения договорных обязательств. Для заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является нарушение его существенных условий со стороны поставщика (исполнителя, подрядчика), а для ФАС и его территориальных органов ключевым моментом является оценка добросовестности исполнителя  и его действия по исполнению контракта. Хочется особо обратить внимание на то, что при исполнении контракта стороны должны руководствоваться не только требованиями законодательства о контрактной системе, но и Гражданским кодексом РФ. Стороны, заключившие контракт  часто забывают, что ГК РФ регулируют вопросы совершения, исполнения сделок, а контракт – это сделка.

Заказчики по-прежнему руководствуются своим субъективным мнением о способе выбора поставщика, не учитывают требования действующего законодательства. В основном,  это относится к применению п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе. Объявление режима ЧС или повышенной готовности. В большинстве случаев оснований нет. Как правило, у заказчика появились финансовые средства, а времени для проведения процедуры отбора поставщика нет или нет желания проводить закупку. Вот и пытаются найти кого-то, чтобы «освоить» финансовые средства. Такое «освоение» часто ведет к нарушению антимонопольного законодательства, т.к. имеет признаки сговора между заказчиком и исполнителем. К сожалению, данная негативная тенденция становится нормой жизни у субъектовых и муниципальных заказчиков. Однако, такая практика полностью отсутствует у федеральных заказчиков. Это прежде всего свидетельствует о безалаберности и бесхозяйственности и отсутствии планирования со стороны заказчиков субъекта и органов местного самоуправления.

 

 

Врио руководителя управления                                          А.В. Горбунова

Наверх